11-10-12 / 2012
Новости отрасли
В структуре Регионального центра корпоративного управления Октябрьской дороги произошли изменения

Общий операционный эффект должен превышать номинальную сумму вкладов каждого подразделения

С октября на полигоне ОЖД действует региональный центр корпоративного управления (РЦКУ). Об изменениях в структуре и механизме управления рассказал Павел Бурцев, заместитель начальника ОЖД по корпоративному управлению и работе с органами власти.

- Павел Васильевич, что собой представляет теперь дорога? Осталось ли само это понятие - Октябрьская дорога?

- Безусловно. Сохранилось не только понятие, но и статус филиала ОАО "РЖД". Ведь дорога остается той территорией, в границах которой оценивается качество перевозок, устанавливаются интегральные показатели: участковая скорость, оборот вагона и т.д. Структура управления меняется по форме, но не по сути. Если раньше дорога функционировала в форме единого хозяйствующего субъекта, то теперь на ее полигоне действуют вертикально интегрированные бизнес-единицы. А Региональный центр должен стать координатором процесса, обеспечивающим слаженную работу всех подразделений компании в регионе, высокую эффективность их взаимодействия, ориентированного на конечный результат.

- Расскажите, пожалуйста, о структуре управления, которая начала действовать. Что в ней нового по форме и что - по содержанию?

- Из состава Октябрьской железной дороги выделилась Дирекция инфраструктуры. Она вошла в соответствующую вертикаль - Центральную дирекцию инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД". Это без преувеличения знаменательное событие.

Во-первых, завершился первый и самый ответственный этап выполнения проекта структурных преобразований "Реализация системы управления компании холдингового типа, образуемой в результате реформирования ОАО "РЖД". Этот проект выполнялся в компании с 2008 года, и Октябрьской дороге во многом принадлежала почетная и ответственная роль пилотного полигона для подготовки предложений и реализации структурных преобразований. Во-вторых, мы окончательно перешли к принципиально новой системе управления, в которой каждый функционал - теперь включая и инфраструктуру - выделен в самостоятельную вертикаль, обеспечивающую независимость и самостоятельность принятия управленческих решений, прозрачность финансовых потоков и все предпосылки для повышения операционной эффективности.

В-третьих, дорога начала функционировать в режиме РЦКУ. Это совершенно новый подход к менеджменту - как по форме управленческих воздействий на субъекты холдинга "РЖД", так и по содержанию предварительно прорабатываемых и принимаемых управленческих решений. Здесь и надлежащие практики корпоративного управления, и принципы проектного управления, бережливого производства и другие современные методики менеджмента.

- Какими полномочиями обладает РЦКУ? - Роль Регионального центра - особенная. С одной стороны, вмешательство в хозяйственную деятельность каждого из подразделений функциональных вертикалей в регионе недопустимо.

С другой стороны, основная задача РЦКУ - реализация функций технологической и корпоративной координации деятельности субъектов холдинга в регионе. К стратегической цели такой координации мы можем отнести слаженную работу всех подразделений на единый корпоративный результат. Это и установление согласованных и взаимоувязанных показателей эффективности, и разработка четких документов, определяющих порядок взаимодействия и распределение ответственности между участниками перевозочного процесса, и многое другое.

Стратегия должна быть направлена на достижение положительной синергии при взаимодействии хозяйствующих субъектов (когда общий операционный эффект превышает номинальную сумму вкладов каждого подразделения) и в конечном итоге - на повышение акционерной стоимости компании в целом. Лишь безусловное достижение этой стратегической цели позволит нам экономически оправдать наличие центра корпоративного управления на региональном уровне.

- Достаточно ли у региональной администрации властных полномочий для решения таких глобальных задач?

- Да, на сегодняшний день полномочий у регионального руководителя достаточно. Вопрос их эффективного использования трансформировался в вопрос грамотного и адекватного делегирования полномочий на другие уровни управления.

Речь идет не только о функциональных обязанностях заместителя начальника дороги, количество которых за последние четыре года серьезно сократилось в связи с выделением из состава дороги функциональных дирекций в состав соответствующих вертикалей компании. Это прежде всего делегирование полномочий заместителям начальника дороги по регионам и даже руководителям узловых рабочих групп. Такое каскадное перераспределение прав и ответственности позволяет нам увязать институтами корпоративной и технологической координации все три уровня управления деятельностью функциональных подразделений холдинга в регионе.

- У каждой обособленной структуры есть и собственные задачи, и интересы. Если раньше начальник дороги мог своей властью устранить противоречие интересов - движенцев и локомотивщиков, например, - то теперь, как вы говорите, прямо вмешиваться в ситуацию нельзя. Это значит, что все вопросы придется решать через Москву?

- Сегодня это противоречие - между требованиями центральных дирекций и интересами перевозок в регионе - снимается совсем. РЦКУ - это орган согласования действий. Если вверху принимается решение в ущерб требованиям процесса, то центр корпоративного управления обязан вмешаться и добиться изменения. Возьмем бюджет, например. Если он не соответствует поставленным задачам, РЦКУ потребует от руководителя дорожной дирекции сформировать управленческое решение и согласовать его с вышестоящим руководством. И затем уже реализовывать. РЦКУ - это совершенно новый подход к менеджменту как по форме воздействия на субъекты холдинга "РЖД", так и по содержанию управленческих решений.

- А каким образом начальник дороги может воздействовать на руководителей региональных дирекций, если они не имеют прямого подчинения?

- Полномочий у начальника дороги достаточно. У него есть даже такое право, как временное отстранение от работы регионального руководителя. Кроме того, его оценка может повлиять на размер премии.

- Вероятно, появилось новое штатное расписание и в структуре управления произойдут значительные изменения?

- Да, введено новое штатное расписание РЦКУ. Незначительные изменения коснулись лишь тех функциональных участков, реформирование которых продвинулось наиболее серьезно. У начальника дороги, например, не будет заместителя по пассажирским перевозкам. Это связано с тем, что структура управления пассажирским комплексом трансформировалась и необходимость в такой единице управленческих функций естественным путем отпала. Однако мы не потеряем ни одного человека, ни одного ценного работника. В новых, непривычных условиях технологической координации и корпоративного управления работы хватит всем. Тем более профессионалам с многолетним опытом.

- Как решаются вопросы трудоустройства высвобождающегося управленческого персонала?

- У нас было достаточно времени, чтобы предельно внимательно проработать эти вопросы. И здесь - чистая математика. Да, часть служб РЦКУ по своей численности будут меньше привычных служб управления дороги. Некоторые даже подвергнутся объединению. Однако во вновь созданных дирекциях - территориальных подразделениях функциональных вертикалей - филиалов ОАО "РЖД" - также есть потребность в грамотных специалистах и руководителях, знающих свое дело. И совершенно немыслимо принимать на такую работу новых людей со стороны. Поэтому за весь период реформирования мы постепенно перераспределяли персонал, высвобождающийся непосредственно в управлении дороги, в пользу региональных (и даже центральных) дирекций. Не скрою, нынче спрос на грамотных и высококвалифицированных специалистов и руководителей Октябрьской дороги велик. Ряд наших коллег уже занимают руководящие места в аппаратах управления не только центральных дирекций, но и дочерних обществ ОАО "РЖД".

- Предусмотрен ли для такого важного этапа реформирования переходный период, в течение которого можно будет вносить коррективы, если станет ясна их необходимость?

- Строго говоря, "точка невозврата" нами уже пройдена. Это произошло тогда, когда мы были вынуждены отказаться от отделенческой структуры. Конечно, целиком процесс реформирования еще не завершен. Впереди еще много структурных преобразований, связанных прежде всего с дальнейшим акционированием отрасли. Но сегодня можно без сомнений констатировать, что создаваемая система жизнеспособна и управляема. А объективно оценить ее эффективность станет возможным только с течением времени.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.10.12Суть остается