19-05-11 / 2011
Новости отрасли
В структуре портфеля лизинговых компаний на 01.01.11 доля ж/д техники выросла до 41,8%, увеличившись по сравнению с 2009-м на 58%

В структуре портфеля российских лизинговых компаний на 1 января 2011 года доля железнодорожной техники выросла до 41,8% и составила более $16,2 млрд, увеличившись по сравнению с 2009-м на 58%. Об итогах и дальнейших перспективах развития отрасли рассказывает генеральный директор ИА «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

– Михаил Борисович, скажите, чем вызван такой бурный рост рынка лизинга железнодорожного подвижного состава в 2010–2011 годах?

– Его активное развитие началось еще в 2003 году, когда ОАО «РЖД» стало проводить конкурсы на закупку вагонов. Однако наиболее высокие темпы роста наблюдались в 2005–2007 гг. В 2008-м, ввиду отказа РЖД от приобретения подвижного состава по схеме финансового лизинга, объем нового бизнеса сократился до $4 млрд. Следует отметить, что в 2008 году бизнес лизинговых компаний практически полностью сконцентрировался в сегменте грузовых вагонов, в то время как в 2003–2007 гг. ОАО «РЖД» закупало по лизингу также пассажирские вагоны, тяговый и моторвагонный подвижной состав. В условиях экономического кризиса рынок лизинга вагонов рухнул вместе со спросом на подвижной состав, и объем нового бизнеса сократился более чем на 33%.

В 2010-м взрывной рост спроса на вагоны, дефицит крупного вагонного литья в сочетании с агрессивной политикой на данном рынке компании «ВТБ-Лизинг» и увеличение цен на все виды грузовых вагонов обусловили рост спроса на услуги лизинговых компаний. По оценкам агентства INFOLine, объем нового бизнеса в сегменте железнодорожного машиностроения в 2010 году увеличился по сравнению с 2009-м в 3,6 раза и достиг максимума с 2007 года. Cовокупная величина приватного парка грузовых вагонов, принадлежащих лизинговым компаниям, составила около 200 тыс. единиц. Кроме того, «Сбербанк Лизинг», «ВТБ-Лизинг», «Альфа-Лизинг», «ТрансФин-М» и другие в 2003–2007 гг. передали 23,7 тыс. грузовых вагонов в лизинг ОАО «РЖД». В 2011-м эти вагоны переданы в сублизинг ОАО «Вторая грузовая компания».

В целом, по оценкам аналитиков INFOLine, по итогам 2003–2010 гг. лизинговые компании обеспечили более 45,6% прироста парка подвижного состава. Снижение доли лизинга в общем объеме закупок вагонов в 2008 году по сравнению с 2007-м обусловлено желанием ряда транспортных компаний заработать на росте цен на подвижной состав и закупить вагоны в кредит, который привлекается под залог приобретаемых активов. В 2009 году спрос на подвижной состав был минимален и закупки в основном осуществлялись крупнейшими операторами на рынке перевозок нефтеналивных грузов (ООО «Трансойл» и т. д.) и ОАО «Первая грузовая компания» на собственные или привлеченные средства. Также для 2009-го была характерна тенденция досрочного выкупа вагонов рядом лизингополучателей в собственность, в связи с чем некоторые лизинговые компании несколько сократили величину парка грузового подвижного состава. Кроме того, в конце 2009 года была реализована крупная сделка по приобретению вагонов на вторичном рынке: ООО «Трансойл» выкупило у ГК «Роснефть» (ООО «Транслизинг») более 6 тыс. нефтеналивных цистерн по схеме финансового лизинга с участием ОАО «ВТБ-Лизинг».

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru18.05.11Спрос сохранится