11-09-14 / 2014
Новости отрасли
В структуре перевозок угля в 2014 г. произошли существенные изменения – ОВК

В структуре перевозок угля в 2014 г. произошли существенные изменения по сравнению с ситуацией, сложившейся в прошлом году, сообщила ИА РЖД-Партнер.ру старший аналитик НПК "Объединенная Вагонная Компания" Лейсана Коробейникова.

По ее данным, объем внутреннего потребления снизился на 7%, в то же время экспортные поставки выросли и перераспределились по направлениям. В частности, вывоз в такие страны как Нидерланды, Корея и Китай сократился более чем наполовину. В то же время на 16-30% увеличились поставки в Японию, Великобританию, Турцию и Финляндию, что и обеспечило увеличение перевозок угля по сети РЖД за 8 месяцев 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Напомним, в августе текущего года объем погрузки угля составил 26,2 млн т (+4% к аналогичному периоду 2013 г.). Всего за 8 месяцев 2014 г. было погружено 202,3 млн т (+0,2% к январю-августу 2013 г.).

По данным старшего аналитика НПК "ОВК", уменьшение объемов перевозок российского угля в Китай обусловлено внутренней программой снижения потребления угля, действующей КНР с 2012 г. Она предполагает постепенную переориентацию энергосистемы Китая на альтернативные виды топлива. Например, на природный газ, доля которого в производстве энергии может удвоиться к 2020 г. Таким образом, по прогнозам правительства Китая, рост потребления угля может замедлиться до 1-2% по итогам 2014 г., если сравнивать с 2013 г. (по сравнению с ростом на 8,6% в 2012 г. по сравнению с 2011 г.).

"В среднесрочной перспективе закупки угля Китаем на внешних рынках могут сократиться также за счет расширения собственной железнодорожной сети КНР, - предположила Л. Коробейникова. - Это позволит удешевить доставку угля китайским предприятиям, расположенных на побережье, из угледобывающих регионов внутри РФ и снизить долю импортных поставок. Тем не менее, Китай по-прежнему остается крупнейшим потребителем угля (эта страна генерирует около трети мирового спроса на данный вид энергоносителя)".

Что касается, Японии, то, по данным Л. Коробейниковой, страна Восходящего солнца постепенно увеличивает потребление угля вслед за изменениями структуры ее энергетической отрасли после аварии на АЭС "Фукусима". Многие старые атомные электростанции не соответствуют новым жестким стандартам безопасности, а их модернизация экономически неэффективна. В такой ситуации поставки каменного угля являются удачной альтернативой дорогому импорту природного газа или использованию солнечных батарей, делает вывод старший аналитик ОВК.

А вот правительства стран Европы (Великобритания, Турция, Финляндия), по ее словам, наращивают поставки угля из России для того, чтобы диверсифицировать источники энергоносителей. Это должно снизить зависимость ЕС от поставок газа.

Напомним, увеличение погрузки угля на сети РЖД относительно прошлого года отмечено с июня 2014 года. Основная причина роста - в ограничении возможностей доставки грузов внутренним водным транспортом из-за падения уровня воды в реках.

"В конце года этот фактор перестанет играть свою роль и, вероятно, железнодорожные перевозки угля снова начнут снижаться относительно уровня прошлого года. Таким образом, в 2014 г. погрузка угля может сократиться на 0,5-0,6% по сравнению с 2013 г.", - предположила старший аналитик ОВК.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру11.09.2014