26-08-20 / 2020
Новости отрасли
В список объектов, под которые разрешат рубку леса, предложено 108 объектов РЖД на Байкале

Российские железные дороги (РЖД) предложили 108 объектов железнодорожной инфраструктуры в границах Байкальской природной территории для внесения в перечень объектов модернизации, под которые власти разрешат рубку леса вдоль Байкала. Об этом в среду сообщил журналистам начальник центра охраны окружающей среды Восточно-Сибирской железной дороги - филиала РЖД Вячеслав Здор.

"Перечень будет утверждаться правительством РФ. На сегодняшний день компанией предлагаются 108 объектов, расположенных на Байкальской природной территории. Это проекты, которые уже реализуются и которые планируются. Из них сейчас уже 34 реализуются", - сказал Здор.

Среди предложенных для утверждения объектов есть мостовые переходы, которые нужно построить или реконструировать, селезащитные сооружения, а также проекты технического перевооружения энергоучастков тяговых подстанций. По словам представителей РЖД, сплошных рубок леса эти проекты не требуют. Вырубки будут минимальными, чтобы обеспечить расчистку полосы отвода или проведения дополнительного отвода земли. Нормы проектирования объектов строительства требуют ориентировочно от 0,1 до 1,1 га дополнительного отвода земли, причем не всегда участки содержат лесные массивы и требуют вырубки деревьев.

Требуют модернизации

В числе объектов Транссиба, которые РЖД предлагают утвердить в перечне, обозначены мостовые переходы в Слюдянском районе Иркутской области вблизи Байкала, построенные в 1904-1914 годах. Объекты требуют реконструкции. Так, в поселке Утулик мостовой переход не только давно эксплуатируется, но и не соответствует габаритам спецтехники. "Габариты существующего мостового перехода не соответствуют возможности проезда спецтехники, пожарных машин и так далее, а поселок без этого нельзя оставлять. Есть какая-то дорога, она далеко и там может проходить только техника высокой проходимости. Новый мостовой переход будет обеспечивать соответствующие габариты, возможность движения спецтехники", - рассказал журналистам главный инженер проекта реконструкции Сергей Степанюк.

Также во время реконструкции этого объекта установят шумозащитные экраны, обеспечат сбор и фильтрацию сточных и паводковых вод с мостового перехода. Отфильтрованные сточные воды будут вывозить на очистные сооружения в город Байкальск. Дополнительного отвода земли и сплошных вырубок леса для реализации проекта не потребуется, но необходима расчистка от растительности существующего отвода. Это полоса шириной 40 м с одной стороны путей и 55 м с другой. Проектно-сметная документация на реконструкцию объекта подготовлена и направлена на государственную экологическую экспертизу.

Еще один мостовой переход в Слюдянском районе, требующий модернизации, находится в районе города Байкальска и проходит через реку Малая Осиновка. В ходе реконструкции планируется, в частности, сделать подпорные стенки, укрепить русло. Также железнодорожники должны будут провести компенсационные мероприятия по восстановлению рыбных запасов в реке. Вырубки деревьев для модернизации объекта не потребуется. Проект реконструкции уже прошел государственные экологическую и техническую экспертизы.

Здор сообщил журналистам, что на каждой стройке будет установлена система видеонаблюдения с онлайн-трансляцией, чтобы общественность могла следить за ходом работ и соблюдением природоохранных норм. "На каждом объекте будет организован автоматический контроль показателей воздействия на окружающую среду, то есть автоматический контроль атмосферного воздуха, воды, почвы, шума, вибрации", - сказал Здор. Результаты замеров будут публиковаться.

По его словам, РЖД также берет на себя дополнительные обязательства по восстановлению лесных насаждений, несмотря на то, что не планирует проводить сплошных рубок для модернизации инфраструктуры.

Министерство лесного комплекса Иркутской области будет контролировать реализацию инфраструктурных проектов на БАМе и Транссибе вплоть до их завершения. Об этом сообщил журналистам заместитель министра лесного комплекса региона Михаил Карнаухов.

Сохранение Байкала

31 июля 2020 года был принят федеральный закон, в соответствии с которым допускаются сплошные рубки леса для строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры. В том числе это касается модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей (БАМ) в границах центральной экологической зоны Байкала. Правительство РФ должно утвердить перечень объектов, под которые можно проводить вырубку леса.

Принятый в конце июля закон, направленный на оптимизацию процедур при модернизации и расширении магистральной инфраструктуры, вызвал широкий общественный резонанс. Экологи и общественность выразили опасения в связи с тем, что он выводит строительство объектов Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей из-под ряда экологических ограничений, в частности, допускает вырубку леса вблизи Байкала.

Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин и генеральный директор РЖД Олег Белозеров 25 августа подписали соглашение о реализации экологических мер, направленных в том числе на сохранение уникальной Байкальской природной территории. Минприроды России будет отслеживать ситуацию со строительством и реконструкцией объектов магистральной инфраструктуры в части соблюдения норм законодательства об охране окружающей среды.

Глава РЖД ранее подписал декларацию, согласно которой компания планирует проводить регулярный мониторинг состояния окружающей среды для сохранения экосистемы озера Байкал при развитии Восточного полигона. В пресс-службе РЖД в свою очередь сообщали ТАСС, что холдинг не планирует строить новые железнодорожные пути вдоль береговой линии Байкала и проводить сплошные вырубки леса под модернизацию БАМа и Транссиба. Представитель РЖД отмечал, что некоторые объекты действительно невозможно построить без вырубки небольшой лесной полосы вдоль действующих железных дорог, в подавляющем большинстве случаев вдали от береговой линии Байкала, и только в тех случаях, когда отсутствуют другие варианты размещения объектов инфраструктуры. При этом в обязательном порядке предусматриваются компенсационные мероприятия по восстановлению лесного фонда и высадке саженцев (пять саженцев на каждое срубленное дерево), строительство очистных сооружений.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ТАСС26.08.2020