12-12-16 / 2016
Новости отрасли
В сотрудничестве России и Индии появится транспортная составляющая

В ближайшее время Россия, Индия, Иран и Азербайджан планируют начать перевозки грузов по коридору Север-Юг. Мультимодальный маршрут предполагает морскую транспортировку грузов между портами Индии и Ирана, использование железнодорожного и автомобильного транспорта на территории ИРИ (в силу отсутствия в настоящее время прямого железнодорожного сообщения с Азербайджаном) и последующую доставку азербайджанскими и российскими железными дорогами до конечного потребителя.

Напомним, что соглашение о создании коридора было подписано еще в 2000 году, основные усилия участников России, Ирана и Индии были в то время ориентированы на морское направление, через Каспийское море, и в том числе предусматривали строительство нового торгового порта Оля, находящегося в 100 км от Астрахани. Однако в последующем приоритет был отдан железнодорожным маршрутам через Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, несмотря на отсутствие на территории этих стран необходимой транспортной инфраструктуры.

Так, Азербайджан и Иран только в 2005 году согласовали проект строительства железнодорожной линии Астара-Решт-Казвин, и его реализация пока не завершена. А в 2007 году Казахстан, Туркменистан и Иран заключили соответствующее соглашение и по второй ветке маршрута. Строительные работы начались в 2009 году, в мае 2013-го был открыт туркмено-казахский участок железной дороги, строительство же южного участка от Берекета до Этрека на границе с Ираном было окончено в декабре 2014 года.

Главной причиной задержки развития данного направления следует назвать санкции, введенные США против ключевого участника проекта Ирана. После их отмены активность участников МТК Север-Юг резко возросла. Так, только за последние несколько месяцев вопрос о запуске движения грузов по азербайджанскому маршруту неоднократно обсуждался на самом высоком уровне. В августе 2016 года на встрече президентов России, Азербайджана и Ирана была принята декларация, в которой отмечалось, что стороны примут эффективные меры по развитию транспортно-коммуникационной инфраструктуры в целях расширения имеющихся возможностей осуществления перевозок пассажиров и грузов по международному транспортному коридору СеверЮг; стороны будут и далее на взаимовыгодной основе содействовать реализации новых проектов по соединению железных дорог в рамках развития и повышения эффективности международного транспортного коридора СеверЮг.

В совместном заявлении по итогам визита Президента РФ В.В.Путина в Республику Индия в октябре 2016 года было отмечено, что признавая исключительную важность взаимосвязанности для наращивания двусторонней торговли, стороны приветствовали рост внимания к реализации проекта международного транспортного коридора Север Юг (МТК), который может стать одним из ключевых факторов углубления экономической интеграции в регионе благодаря сокращению сроков транспортировки товаров.

А в сентябре 2016 года силами транспортных компаний из четырех стран был осуществлен пробный пробег по маршруту МумбайКалужская область. При этом российское ПАО ТрансКонтейнер предоставило контейнеры под погрузку в Индии и обеспечило подачу подвижного состава по колее 1520, иранские железные дороги организовали перевозку от порта Нава-Шева до Астары, компания из Азербайджана ADY Express курировала участок Астара-Самур, а доставку груза до двери осуществляла РЖД Логистика. Время доставки составило 23 дня, что почти в 2 раза меньше, чем по традиционному маршруту через Суэцкий канал. Также участниками проекта была отмечена конкурентоспособность стоимости доставки.

Представляется, что несмотря на имеющиеся недостатки маршрута, связанные прежде всего с отсутствием прямого железнодорожного сообщения на территории Ирана и наличие объективных сложностей в процедурах оформления грузов на всем протяжении коридора, заинтересованность участников проекта позволит решить эти проблемы. Так, готовность участвовать в строительстве необходимых железнодорожных путей на территории Ирана выразили Азербайджан (рассматривающий коридор Север-Юг как приоритетный для страны транспортный проект) и Россия. Планируется, что участок Казвин-Решт будет завершен в 2017 году, а Решт-Астара через пять лет. При этом Иран согласился принять на себя обязательства по транспортировке грузов по любым доступным сухопутным и морским маршрутам, пока не завершится строительство этих участков железной дороги.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РИА Ореанда12.12.2016