02-12-15 / 2015
Новости отрасли
В синергии больше возможностей

Недостаточность развития инфраструктуры заставляет транспортников думать о координации

В ОАО "РЖД" полагают, что для повышения эффективности работы транспортной системы страны нужно координировать все виды транспорта. Вплоть до того, что необходимо отдавать их под одно управление.

Пока различные виды транспорта скоординированы плохо, сделали вывод участники заседания комитета Торгово-промышленной палаты РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики, на которое были приглашены и представители ОАО "РЖД". Несмотря на то, что многие предрекают длительный экономический спад, в компании полагают, что в перспективе будет рост перевозок. Как пояснил генеральный директор АО "Институт экономики и развития транспорта" (ИЭРТ) Федор Пехтерев, это будет благодаря ряду новых проектов, которые сейчас реализуются. В частности, на юге это порт Тамань и Керченский мост, северо-западе - Усть-Луга и Бронка, на Дальнем Востоке - целый ряд портовых проектов. Кроме того, расширение провозных возможностей БАМа и Транссиба даст импульс для реализации крупных строек. В РЖД для определения потенциальной грузовой базы активно применяют метод межотраслевого баланса.

"Мы внимательно рассмотрели все возможности, и ориентируемся на базовый прогноз Минэкономразвития, по которому в следующем году ожидается небольшой рост ВВП - 0,7%, промышленный рост - 0,6%, - говорит Федор Пехтерев. - Но в целом транспорт обедняет то, что нет координации, и это препятствует его развитию".

В частности, в России речной транспорт можно назвать умирающим видом перевозок, в то время как у него наименьшие затраты при транспортировке грузов. Федор Пехтерев предложил отдать управление этим видом транспорта в руки РЖД, как это сделано в Казахстане. В этом случае летом можно было бы перераспределять грузовую базу, исходя из минимальных затрат на перевозки, а зимой РЖД могли бы использовать инфраструктуру речных портов и перегрузочных комплексов для своих целей, загружая их работой. Точно также можно было бы организовывать совместную доставку с автомобильным транспортом (в советское время это была единая цепочка), а авиакомпании вполне могли бы вкладываться в скоростное железнодорожное сообщение и тоже зарабатывать на этом деньги.

Необходимость более тесной координации поддержал и заместитель руководителя Росавиации Олег Клим, который заметил, что пока ее практически нет.

"Зато есть буквально "оголтелая" конкуренция на маршруте Москва - Санкт-Петербург авиации и "Сапсанов", которая не приносит ничего хорошего ни железнодорожникам, ни авиаторам, - оценил ситуацию Олег Клим. - Не принесет эта конкуренция ничего хорошего и пассажирам, потому что пассажир и перевозчик - это сообщающиеся сосуды, и если заставить возить компанию по заниженным тарифам, то она обанкротится и не на чем станет летать. Пример у нас сейчас перед глазами".

Авиация будет развиваться в основном благодаря внутренним перевозкам, и здесь особенно важно координировать свои действия с железной дорогой, создавая мультимодальные транспортные узлы.

В Минтрансе сейчас идет речь о более тесном взаимодействии железнодорожных пригородных компаний и автобусных перевозчиков, что поможет создать комплексную (а значит, и более оптимальную по финансам) транспортную систему в регионах.

Сейчас фактически само государство подталкивает транспортников к подобной комплексности, поскольку она может сделать транспорт менее затратным. А в нынешних условиях это объективная тенденция. Заместитель председателя правления Внешэкономбанка Андрей Клепач заметил, что из бюджета сейчас выделяется почти в два раза меньше средств, чем предусматривалось при разработке Транспортной стратегии - 2030, в результате чего многие проекты сдвинулись по срокам реализации "вправо".

"Мне кажется, сейчас самое время посмотреть и еще раз оценить стратегические планы, которые принимались несколько лет назад, потому что они не реализуются, - полагает Андрей Клепач. - Это поможет понять, какую транспортную систему мы можем сделать".

Такая комплексная система уже давно существует в западных странах, где транспортные компании осуществляют различные виды перевозок. По такому пути идут и РЖД, которые купили логистическую компанию GEFCO, чтобы применить на сети смежные передовые логистические технологии. И это дает хорошие результаты, поскольку сейчас доходы "дочки" составляют уже четверть от материнской компании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру02.12.2015