18-08-11 / 2011
Новости отрасли
В. Шпаков: "Брак должен вести производителя к экономической ответственности"

В последнее время в операторских компаниях сетуют на то, что добиться сервисного обслуживания со стороны производителя некачественного подвижного состава практически невозможно. О мерах, которые необходимо предпринять регуляторам отрасли, мы попросили рассказать генерального директора ОАО «Новая перевозочная компания» (входит в группу Globaltrans) Валерия Шпакова.

– Валерий Васильевич, в каком объеме производителем подвижного состава осуществляется его гарантийное и сервисное обслуживание?

– Сервисного обслуживания вагонов со стороны производителей как такового на территории РФ не существует. Что касается гарантийного обслуживания, то оно ограничивается выездом специалистов заводов для устранения незначительных неисправностей или внеплановой диагностикой литых деталей. К примеру, в настоящее время осуществляется внеплановый ремонт вагонов производства ОАО «Азовобщемаш» постройки 2009–2010 гг. за счет завода-изготовителя.

Однако можно говорить о наличии сервисного обслуживания у производителей узлов и деталей вагонов. Так, многие собственники успешно сотрудничают с производителями эластомерных поглощающих аппаратов ООО «ЛЛМЗ-КАМАХ» и ОАО «Авиаагрегат», имеется положительный опыт гарантийной замены литых деталей тележки с такими предприятиями, как ООО «ПК «Бежицкий сталелитейный завод» и ООО «Промтрактор-Промлит». Стоит также отметить гарантийную работу крупнейшего российского производителя вагонов ОАО «НПК «Уралвагонзавод» – в части замены эластомерных поглощающих аппаратов и литых деталей тележки.

– На ком лежит ответственность за неисправность вагона, которая возникла до наступления срока гарантийного ремонта?

– Юридически ответственность за ненадлежащее качество вагонов лежит на их поставщиках, и вопрос о возмещении убытков решается в рамках договоров на приобретение подвижного состава.

Фактически исходя из практики рекламационно-претензионной работы можно сказать, что производители стремятся организовать замену или ремонт некачественной продукции вместо каких-либо денежных возмещений. В то же время сложность состоит в том, что комплектующие зачастую изготавливаются разными предприятиями, а продажа вагонов заводами-изготовителями происходит не напрямую, а через торговые дома. Это, в свою очередь, приводит к тому, что в зависимости от вышедшего из строя узла или детали поставщик перенаправляет претензию собственника в адрес непосредственного производителя детали, что значительно усложняет и замедляет процесс гарантийной работы, а порой делает ее невозможной.

– Какие меры со стороны властей и регуляторов рынка нужно применять сегодня, чтобы предотвратить массовые поставки некачественной продукции на сеть РЖД в ближайшие годы?

– На наш взгляд, в текущей ситуации необходимо на законодательной основе сформировать четкую и безусловную ответственность производителей вагонов (узлов, деталей) перед потребителями при выявлении их некачественной продукции. Причем меры, применяемые в отношении бракоделов, должны быть таковы, чтобы допущение любого брака производителями предполагало прежде всего их экономическую ответственность, а его обнаружение при эксплуатации ставило бы их бизнес под угрозу.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru17.08.11В. Шпаков: "Брак должен вести производителя к экономической ответственности"