30-08-11 / 2011
Новости отрасли
В середине лета РФ ратифицировала Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта на сети РЖД

В середине лета РФ ратифицировала Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта на сети РЖД. Участники рынка в первую очередь ожидают, что таким образом будут созданы условия для начала работы в России иностранных собственников тягового состава. Между тем, по мнению специалистов, в сфере практической реализации все далеко не так безоблачно.

Генеральный директор ООО «Независимая транспортная компания» Александр Сапронов считает, что это очередной шаг вперед не только на пути экономической интеграции трех стран, но и в сфере развития железнодорожных перевозок. «Уверен, что российскому рынку это пойдет на пользу, и не только потому, что операторские компании получат возможность выбора, – отметил А. Сапронов. – Очевидно, что для подготовки к такому переходу необходимо повысить эффективность правового регулирования и прозрачность отношений в области предоставления локомотивной тяги, значит, в первую очередь пользу от практической реализации Соглашения получат участники российского рынка, особенно с учетом того, что в Целевой модели предусматривается создание независимых локальных перевозчиков, и такую работу необходимо провести в любом случае».

Как отметил вице-президент ОАО «РЖД» Вячеслав Лемешко, в Соглашении предполагается разработать правила доступа к услугам инфраструктуры в рамках Единого экономического пространства, а также правила их оказания (включая перечень услуг инфраструктуры, единые принципы определения приоритетности предоставления доступа к ним, существенные условия договоров на их оказание, а также иные положения). Следует отметить, что в настоящее время данные вопросы урегулированы постановлениями правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования» и от 20.11.2003 г. № 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования». «Учитывая, что разработка указанных документов в рамках Единого экономического пространства только начата экспертными группами, говорить об изменении порядка транзита грузов либо о конкретных условиях, регламентирующих порядок взаимодействия перевозчиков, пока преждевременно”, – сказал В. Лемешко.

Вместе с тем ряд грузовладельцев высказывает опасения, что даже если указанные выше акты будут предусматривать эффективные механизмы взаимодействия, это еще не означает, что реальные условия существенно изменятся. «Теоретически предоставление равного доступа к услугам железнодорожного транспорта является совершенно оправданной и даже необходимой мерой, – уверен заместитель генерального директора по маркетингу ОАО «Псковвторчермет» Алексей Феоктистов. – Повышение предложения на рынке должно обострить конкурентную борьбу и, как следствие, способствовать повышению качества оказания услуг, желательно по более низким тарифам. На практике же, боюсь, иностранным перевозчикам просто не дадут воспользоваться такой возможностью. Опыт показывает, что существует множество способов закрыть формально открытые рынки. При этом если новые игроки все-таки сумеют пробиться через препоны, остается возможность выдавить их, используя экономические и даже административные рычаги воздействия».

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru29.08.11Все тяги будут в гости к нам