29-07-13 / 2013
Новости отрасли
В середине июля в Госдуму был внесен законопроект о перевозках транзитных грузов через территорию России

В середине июля в Госдуму был внесен законопроект о перевозках транзитных грузов через территорию России, который призван оптимизировать процедуру и сократить сроки государственного контроля транзитных грузов при пересечении границы. Однако если принятие закона будет формальным, то повышения конкурентоспособности российской транспортной системы для транзита грузов ожидать не стоит.

Транзит грузов через территорию РФ в настоящее время регламентируется законодательными актами и нормами, принятыми в разное время и в разных отраслях. Такое понятие, как системность, можно сказать, отсутствует, поэтому регулировать можно только некоторые аспекты транзитных перевозок. Работа над законопроектом, который мог бы обеспечить сведение воедино разрозненных правил и норм, продолжалась довольно долго и без видимого результата. Однако в конце октября 2012 года, после встречи с представителями Союза транспортников России, президент РФ Владимир Путин распорядился подготовить необходимый документ.

Законопроект предлагает оптимизировать процедуру государственного контроля транзитных грузов при пересечении государственной границы, сделать так, чтобы она была несложной и проходила быстрее. Тех, кто будет задерживать транзитные грузы без оснований, оштрафуют. Сроки доставки будут соблюдаться: для морского и автомобильного транспорта - в соответствии с условиями конкретных договоров, для речного и железнодорожного транспорта выберут оптимальный маршрут и подсчитают для него время и тариф. Самым интересным нововведением, пожалуй, станет освобождение транзитных грузов от таможенной пошлины. Сотрудники таможни будут регистрировать грузы исключительно с целью получения статистических данных.

Предлагаемые меры, безусловно, крайне своевременны и необходимы, более того, позволяют сразу убить двух зайцев. Привлекательные условия транзитных перевозок должны притянуть грузы от иностранцев, которые сейчас при составлении маршрута зачастую ломают голову над тем, как бы избежать пересечения территории России. Привлеченные грузы принесут деньги в бюджет. С другой стороны, новые правила могут быть небесполезными и для оздоровления обстановки и улучшения дисциплины на российской таможне.

Однако в России часто получается так, что введение полезной и разумной инициативы в итоге полностью перечеркивает ее идею. Формальный подход к делу может лишить смысла то, что изначально задумывалось для улучшения ситуации или оптимизации процесса. Именно так получилось, например, с электронным декларированием, придуманным для того, чтобы максимально облегчить процедуру документооборота при перевозке грузов через границу.

В РФ сегодня оформление электронных накладных - затратная операция, не гарантирующая полностью ускорения таможенной очистки товара и не освобождающая от обязанности распечатывать, везти и показывать бумажные документы. Таких примеров - масса, они есть в разных областях нашей жизни.

То обстоятельство, что появление документа произошло, по сути, лишь благодаря указаниям первого лица государства, тоже не прибавляет оптимизма в предварительной оценке жизнеспособности и действенности будущего закона. Само транспортное сообщество, напомним, тянуло с разработкой законопроекта несколько лет.

Следует четко понимать, что сам по себе толковый проект нужного закона - не более чем набор оптимистичных цифр и задокументированных позитивных намерений. Только грамотно скоординированные и согласованные совместные действия многочисленных отраслевых структур и причастных ведомств, кропотливая работа по внедрению будущего федерального закона на всех уровнях и тщательный контроль за его выполнением дадут ожидаемый результат.

Очевидно, что необходим некий неформальный лидер, который возьмет на себя функцию по претворению заложенных в законопроекте продуктивных идей в реальность. Таким лидером должна стать железнодорожная отрасль, как ее государственный, так и коммерческий секторы. В конце концов, от роста транзита больше всего должны выиграть именно железнодорожные перевозки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер26.07.13Транзит без проволочек