29-10-07 / 2007
Новости отрасли
В сентябре правительство РФ одобрило "Стратегию развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года"

В сентябре правительство РФ одобрило "Стратегию развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года", представленную ОАО РЖД. Документ предусматривает расширение сети, по объемам сравнимое со стройками советского периода: предполагается проложить более 20,5 тыс. км новых линий преимущественно в труднодоступных частях страны. По существу, это можно приравнять к введению в эксплуатацию двух с половиной новых Транссибов. При этом в документе рассматриваются два варианта развития железнодорожного транспорта - минимальный и максимальный - в соответствии с масштабностью планов роста объемов перевозок, размеров строительства объектов железнодорожной инфраструктуры. Главное отличие минимального варианта - сниженные объемы строительства магистралей. Он предусматривает создание 15,8 тыс. км новых путей. В РЖД склоняются к реализации сценария максимального, который начнется с модернизации существующей путевой инфраструктуры в ряде регионов - всего 8,3 тыс. км, что предполагает строительство вторых путей и новых разъездов. По максимальному варианту ОАО РЖД планирует построить 20,5 тыс. км новых магистралей. При этом количество субъектов РФ, обслуживаемых железнодорожным транспортом, возрастет с 79 до 83. Железнодорожное сообщение получат республики Горный Алтай и Тува, Магаданская область, Ненецкий автономный округ. В целом плотность железнодорожной сети вырастет по стране к 2030 году на 23,8%. Один из мегапроектов - железнодорожная магистраль Нижний Вестях - Мома - Магадан (протяженностью свыше 1,9 тыс. км) и строительство множества капиллярных линий к ресурсным месторождениям. Генеральный секретарь Международного координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов убежден, что при любом варианте "Стратегии" РЖД смогут создать сеть дорог, отвечающую экономическим условиям.

Реализация стратегии предполагает финансирование из различных источников. Федеральная доля составит 2,7 трлн руб. (19,5%), доля субъектов федерации - более 600 млрд руб. (4,6%), частных инвесторов - 75%. В том числе ОАО РЖД - 5,9 трлн руб. (43,1%). Вложения частных инвесторов в промышленный транспорт составят 3,1 трлн руб. (22,7%), а в транспорт общего пользования - около 1,4 трлн руб. (10,1%). Выделение инвестиций из федерального бюджета будет происходить посредством формирования целевых программ, направленных на реализацию отдельных проектов, входящих в стратегию. Сейчас ОАО РЖД работает над тем, чтобы как можно больше проектов было включено в программу модернизации транспорта на 2010-2015 годы, разрабатываемую Минтрансом.

Оба варианта "Стратегии" - и минимальный, и максимальный - предусматривают, что к 2015 году в РЖД не останется старого подвижного состава. Общая сумма инвестиций в обновление подвижного состава оценивается в 4 трлн руб. За восемь лет компания намерена полностью обновить подвижной состав и инфраструктуру. Для этого потребуется закупить 23,4 тыс. новых локомотивов, 996 тыс. грузовых и 29,6 тыс. пассажирских вагонов. Самыми активными сторонниками этих планов являются регионы. На втором этапе (2016-2030 годы) будут введены стратегические, социально значимые и грузообразующие линии (их протяженность зависит от варианта развития экономики страны). Заместитель директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Алексей Цыденов назвал важными планы ОАО РЖД по организации тяжеловесного движения и модернизации инфраструктуры под движение поездов с нагрузкой 30 тонн на ось. Под тяжеловесное движение будут модернизированы подходы к портам северо-запада страны, Черного моря и Дальнего Востока. По этим направлениям перевозится 80% всего экспортного грузопотока. По мнению эксперта, для безопасности и инфраструктурной целостности страны следует создавать линии, позволяющие осуществлять движение по ключевым магистралям без захода на территории сопредельных государств СНГ.

Проекты ОАО РЖД по расширению инфраструктуры планируется увязать с вводом новых генерирующих мощностей РАО "ЕЭС России". РАО ЕЭС со своей стороны анализирует проекты РЖД по строительству объектов транспортной инфраструктуры. В частности, проекты, направленные на обеспечение доставки энергоресурсов к новым электростанциям.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ29.10.2007Магистральный прорыв