21-09-10 / 2010
Новости отрасли
В сентябре началось обсуждение инициатив, призванных изменить правила бухгалтерского учёта лизинговых операций. Если они вступят в силу...

В сентябре началось обсуждение инициатив, призванных изменить правила бухгалтерского учёта лизинговых операций. Если они вступят в силу, что весьма вероятно, то долговая нагрузка у большинства транспортных компаний в мире существенно увеличится. Российских перевозчиков это пока не пугает.

Две организации, ответственные за разработку международных стандартов финансовой отчетности - International Accounting Standards Board (IASB) и Financial Accounting Standards Board (FASB), - опубликовали для обсуждения проект новых правил учета лизинговых операций. Они предписывают учитывать операционный лизинг в балансе, где ранее отражался только лизинг финансовый. Причем по-новому придется показывать не только новые лизинговые операции, но и ранее заключенные договоры. В проекте поясняется, что эта мера не позволит транспортным компаниям манипулировать своей отчетностью. Сейчас перевозчики, использующие операционный лизинг, кажутся менее обремененными долгами, чем предпочитающие его финансовый аналог.

До середины декабря нынешнего года IASB и FASB будут собирать комментарии и поправки, а в июне 2011 года обещают опубликовать итоговую версию стандартов. Согласно оценке ведущей мировой аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, из-за новых правил долг лизингополучателей в среднем вырастет на 58%.

По данным руководителя отдела маркетинга и аналитических исследований компании Brunswick Rail Дмитрия Бовыкина, в России общее число вагонов, находящихся в аренде, составляет около 65-70 тыс. Из них половина в краткосрочной аренде, а половина - в классическом операционном лизинге, именно учета этих 30-35 тыс. и коснутся изменения.

Российские операторы воспринимают возможные изменения достаточно спокойно. По их мнению, оценивать возможный эффект корректировок, которые коснутся операторов, отчитывающихся по МСФО, еще рано - опубликован только предварительный вариант документа, который может быть существенно пересмотрен после получения комментариев широкой общественности. По мнению финансового директора ООО "Фирма "Трансгарант" Алексея Барбариуша, предложенные изменения повлияют на российский рынок лизинга, но в большей степени затронут не операторов, а специализированные компании, которые сегодня предлагают эти услуги: новшество может снизить привлекательность операционного лизинга и повысить интерес клиентов к финансовому лизингу.

На операционную деятельность транспортных компаний новые правила учета лизинговых операций не слишком повлияют, полагает и Алексей Пархомов, начальник отдела стратегического маркетинга ЗАО "Евросиб". Они не ограничат и возможность привлечения в лизинг новых вагонов, и привлечение долга или капитала от институциональных инвесторов - ведь и сейчас лизинговые компании и банки при анализе лизингополучателя учитывают все будущие платежи по договорам операционного лизинга как долг. Эти изменения, наоборот, облегчат жизнь частным инвесторам, участвующим в IPO или покупающим акции и облигации на бирже, так как их анализ зачастую ограничивается публикуемыми отчетными формами, считает менеджер "Евросиба".

"Необходимо отметить, что это пока только проект стандарта. Однако, если документ будет принят в его нынешнем виде, изменения на рынке будут существенные, - возражает операторам ведущий эксперт, старший менеджер департамента международной отчетности аудиторской компании ФБК Нина Худякова. Они коснутся не только того, что аренда будет отражаться на балансе, - возникает много вопросов с оценкой самих арендных платежей". Договоры об операционной аренде могут содержать много дополнительных условий, а в части пролонгации и оценки платежей могут быть привязаны к различным параметрам хозяйственной деятельности компании.

"При отражении лизинговых платежей на балансе увеличится общая сумма обязательств компании, что может привести к ухудшению ее кредитного рейтинга", - говорит эксперт. Правда, если у компании серьезные обязательства по операционному лизингу, она и сейчас обязана раскрывать их, уточняет Нина Худякова, и инвестор или банк могут получить информацию о них.

Большая часть отечественных транспортных компаний отчитывается сегодня по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), однако сближение стандартов МСФО и РСБУ может привести к тому, что изменения со временем затронут и их тоже. Популярность лизинга начала падать в 2008 году. "Кризис сыграл злую шутку. До этого компании брали в лизинг много вагонов, так как не возникало вопроса, как обслуживать платежи по нему, финансовый поток позволял, и инструмент был вполне комфортен. Спад на рынке поставил крест на его использовании", - вспоминает топ-менеджер крупной операторской компании. "Сейчас мы не готовы что-то брать в лизинг. Но понятно, что для быстрого развития бизнеса от этого инструмента отказаться полностью вряд ли удастся", - признает он.

Впрочем, интерес к лизингу уже начал активно восстанавливаться, и лизинговые компании наращивают парк. Так, ОАО "ВТБ-Лизинг" (дочерняя структура банка ВТБ) в этом году намеревается купить 24 тыс. вагонов, парк "Альфа-Лизинга" увеличится на 5 тыс. вагонов, до 30 тыс. единиц подвижного состава.

Между тем некоторые участники рынка перевозок продолжают уходить от лизинга - и операционного, и финансового. В первую очередь это касается производителей, имеющих свой вагонный парк. Глава ЗАО "Сибуртранс" Роман Котенко рассказал, что сейчас компания завершила использование всех лизинговых схем и в основном оперирует собственным подвижным составом, а также арендованным и привлеченным парком по мере необходимости, что объясняется большей экономической эффективностью такой схемы.

В любом случае лизинговым компаниям, банкам, инвестиционным компаниям и операторам подвижного состава придется взаимодействовать по-новому. Ведь рост долговой нагрузки в балансе предприятия неминуемо приведет к различным изменениям в схемах взаимодействия между ними.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.09.10Жесткий баланс