20-09-10 / 2010
Новости отрасли
В сентябре Федеральная служба по тарифам намерена представить свои предложения по унификации тарифов на прокат черных металлов, железну...

В сентябре Федеральная служба по тарифам намерена представить свои предложения по унификации тарифов на прокат черных металлов, железную руду и зерно.

По словам заместителя руководителя ФСТ Тамары Стебуновой, с 2005 года были унифицированы те грузы, у которых либо география перевозок, либо соотношения ставок второго и третьего разделов были примерно одинаковыми. "Теперь же есть целый ряд проблем с теми позициями, у которых есть зависимость от дальности перевозок, и их унификация приведет к тому, что отдельные производители и грузополучатели при этом получат конкурентные преимущества перед другими. Поэтому дальнейший процесс унификации является проблемным", - заявила она.

По словам замруководителя ФСТ, на сегодня унифицировано около 85% грузов. Однако пока остается нерешенным вопрос относительно железных и марганцевых руд, проката черных металлов, зерна, удобрений, а также смолы, клея, каучуков, резины, пластмассы.

ФСТ вышла с предложением привлечь к этой проблеме Минэкономразвития, чтобы сам механизм унификации принимался с учетом оценки и влияния принимаемых решений на экономику. Согласно Плану мероприятий структурной реформы унификация тарифов должна быть завершена в 2010-2011 годах. "Ранее часть грузов, следующих через погранпереходы, перевозилась в инвентарном парке, а теперь будет вынуждена перевозиться в приватном подвижном составе, для которого не по всей номенклатуре грузов выделена вагонная составляющая. Это потребует увеличения общего уровня тарифа для формирования у собственника достаточного уровня вагонной составляющей", - отметил начальник департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО "РЖД" Вячеслав Петренко. Он также пояснил, что в результате повысится тарифная нагрузка для грузовладельцев, а это, как следствие, отразится на спросе и количестве грузов, предъявляемых к перевозкам. Со своей стороны, РЖД представили в ФСТ и Минэкономразвития все материалы, необходимые для принятия решения по унификации.

С этим согласна и Тамара Стебунова, указывая, что сейчас на данные виды грузов вагонная составляющая определяется расчетным путем и она недостаточна для содержания вагонного парка. Именно поэтому частные компании очень неохотно везут груз через погранпереходы. Операторам, кроме того, приходится платить за порожний пробег.

Как утверждает исполнительный директор НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Дмитрий Королев, суммарный тариф (на груженый и порожний рейсы) при перевозке черных металлов через сухопутные пограничные передаточные станции изменится разнонаправленно. В зависимости от дальности перевозок он может как повыситься, так и понизиться. В то же время при перевозке железных и марганцевых руд на небольшие расстояния тариф останется примерно прежним, но на дальние расстояния значительно возрастет. "Это потребует от регулятора дополнительных мер для стимулирования перевозок этого вида груза", - полагает Дмитрий Королев.

При перевозке минудобрений используются разные типы вагонов, и для разных предприятий суммарный тариф может измениться в сторону как повышения, так и понижения, хотя в целом останется на привычном уровне. А вот для той группы грузов, которые используются в нефтехимической и шинной промышленности, суммарный тариф возрастет на 30-40%.

Как полагает замруководителя департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Гамид Булатов, при унификации тарифов на перевозку железной руды необходимо проанализировать условия экспорта грузов на территорию Казахстана для российских руды и металлов и в Россию для казахстанских грузов. "Позиции отечественных производителей не должны пострадать", - отметил Гамид Булатов и констатировал: "По тем видам грузов, которые уже унифицированы, работа по выравниванию условий проводилась в течение нескольких лет. Теперь есть желание как можно быстрее завершить этот процесс".

Поэтому Минэкономразвития намерено по каждому виду грузов проводить консультации с участниками рынка. Как полагает Гамид Булатов, по некоторым видам грузов компромисс может быть достигнут еще до конца этого года. Дмитрий Королев отмечает, что это многолетняя кропотливая работа, в которой, с одной стороны, надо сохранить сложившийся приемлемый уровень тарифной нагрузки для производственных предприятий, а с другой - обеспечить сохранение достигнутого уровня доходов для РЖД.

Между тем работавший в недавнем прошлом заместителем руководителя ФСТ Виталий Евдокименко, являющийся сегодня основным кандидатом на должность генерального директора Второй грузовой компании, подчеркнул, что считает завершение унификации внешних и внутренних тарифов Прейскуранта 10-01 важнейшей и необходимой мерой для формирования конкурентного рынка операторских услуг.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД Партнер20.09.10Единое будущее