15-03-22 / 2022
Новости отрасли
В сегменте наблюдается рост

Георгий Димов, старший эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных грузовых перевозок ИПЕМа Увеличение объемов перевозки химических и минеральных удобрений железнодорожным транспортом стало устоявшимся трендом, который наблюдается по меньшей мере более 10 лет. Так, по итогам 2021 года по сети ОАО "РЖД" перевезено 65 млн тонн, что на 3,6% превышает итоги 2020 года.

Прошедшие два года (2020 и 2021) необходимо рассматривать в связке: 2020 год ассоциируется с пандемией COVID-19, а 2021 год – этап восстановления. В 2020 году погрузка удобрений увеличилась на 3,7% в годовом выражении, до 62,7 млн тонн, в 2021 году – на 3,6%, до 65 млн тонн.

Позитивный тренд также наблюдается в объемах перевозки удобрений в контейнерах. Согласно пресс-релизам ОАО "РЖД", по итогам 2020 года перевезено 41,8 тыс. ДФЭ (аналог 20-футового контейнера), что на 9,4% превысило 2019 год, в 2021 году – 53,3 тыс. ДФЭ (+27,7% относительно 2020 года). Однако несмотря на двузначные темпы роста объемов перевозки удобрений в контейнерах основной объем этого груза по-прежнему перевозится в хопперах. Так, в 2021 году в хопперах перевезено более 70% удобрений в экспортном и внутреннем сообщении.

В настоящий момент в РФ действуют квоты на экспорт азотных и сложных азотосодержащих удобрений. Срок действия квот – с 1 декабря 2021 года по 31 мая 2022 года. С февраля текущего года квота на экспорт карбамида увеличена на 0,28 млн тонн (с 5,9 млн тонн), для сложных удобрений она сохраняется на уровне 5,35 млн тонн. Введение экспортных квот сокращает возможности реализации продукции отправителей на внешних рынках, в первую очередь с целью обеспечения потребностей внутреннего рынка.

Помимо этого в 2022 году Минпромторг рекомендовал ограничить экспорт минеральных удобрений. Однако эта рекомендация не является обязательством, и грузоотправители удобрений продолжают экспортировать продукцию по квотам.В случае необходимости переориентации перевозок удобрений в направлении востока грузоотправители могут столкнуться с проблемой дефицитной инфраструктуры Восточного полигона. В связи с этим среди возможных решений – перевозки удобрений в порты Северо-Запада и их отправка по Северному морскому пути. Основными преимуществами такого решения являются как наличие достаточного объема мощностей по перевалке удобрений в портах, так и развитие Северного морского пути, сопряженное с увеличением его значимости в национальных транспортных потоках.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.03.2022