16-05-13 / 2013
Новости отрасли
В РЖД реализуется Комплексная программа поэтапного перехода на организацию движения грузовых поездов по расписанию

В настоящее время в ОАО "РЖД" реализуется Комплексная программа поэтапного перехода на организацию движения грузовых поездов по расписанию, рассчитанная на 2011-2015 гг. Для оптимизации местной работы, уменьшения эксплуатационных расходов и рационального использования инфраструктуры и тяговых ресурсов начальником Северной железной дороги на 2013 год утверждена отдельная Программа по развитию организации перевозок грузов по расписанию и подаче вагонов под грузовые операции по графику.

Маршрутами выгоднее

На сегодняшний день Северным ТЦФТО совместно с причастными дирекциями дороги проведена работа по организации перевозок грузов по графику с согласованным временем (в часах) отправления и прибытия. "Основные цели при этом - удовлетворение потребностей клиента в качестве транспортного продукта, а также экономия эксплуатационных расходов на полигоне Северной и других дорог, то есть на всем пути следования данных поездов", - отмечает первый заместитель начальника СЖД Сергей Альмеев.

На первом этапе, в октябре 2012 года, Северная магистраль начала перевозки грузов по расписанию в пределах дороги по договору с ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" на направлении Койты - Вендинга - Койты. Маршруты с лесопродукцией формируются трижды в неделю, примерно по 44 платформы каждый. В 2013 году работа будет построена в таком же режиме. "Отправка выделенными маршрутами имеет одни только плюсы, - считает ведущий инженер логистического центра управления лесообеспечения ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" Наталья Голубева. - Прежде всего, это оборачиваемость подвижного состава. Я как логист всегда знаю, когда вагоны подойдут и когда отправятся. Это позволяет эффективно регулировать логистические потоки. Кроме того, благодаря этому проекту у нас улучшилось взаимодействие с дорогой". Надо добавить, что данные перевозки выгодны обеим сторонам: для СЖД это задействование малодеятельного участка Койты - Вендинга, для грузовладельца - стабильный вывоз продукции точно в срок.

"В настоящее время актуально внедрять полигонные технологии перевозки грузов по расписанию в пределах сразу нескольких дорог", - отмечает С. Альмеев. Так, Северной и Октябрьской железными дорогами осуществляются совместные перевозки черных металлов по согласованному графику на направлении Череповец-2 (СЖД) - Автово (ОЖД). Проводится активная работа по перевозке порожних вагонов по согласованному графику на направлении Кошта (СЖД) - Костомукша (ОЖД).

В феврале 2013 года со ст. Кизема Сольвычегодского региона СЖД в Финляндию отправлены два первых экспериментальных грузовых поезда, груженных лесом ОАО "ГК "Вологодские лесопромышленники". По оценкам руководителя службы логистики группы компаний Сергея Чиркова, опыт оказался довольно удачным: весь маршрут, состоящий из 50 платформ, грузили за два дня. Всего было отправлено четыре рейса. "Маршруты очень удобны, если они включены в график движения. Среди положительных моментов можно также отметить тот факт, что приходит сразу большое количество подвижного состава под определенный вид лесопродукции. Однако мы порой не в состоянии наработать такое количество баланса березового, чтобы этот маршрут ходил регулярно. Если зимой мы еще можем отправлять по маршруту в неделю, то ближе к лету - уже нет. Поэтому хороший опыт маршрутных отправок у нас в летний период, к сожалению, вероятно, не приживется. Объединиться с другими грузоотправителями тоже не удастся, поскольку мы находимся друг от друга на расстоянии около 60 км и для сбора лесопродукции в один маршрут потребуется перестановка и переработка подвижного состава, а это несет дополнительные расходы как для нас, так и для дороги. Получается, что летом мы вынуждены будем отправлять продукцию в Финляндию только групповыми отправками - по 5-10 вагонов", - рассказал С. Чирков.

Точно по графику

С 2012 года в Ярославском и Архангельском регионах реализуется услуга организации подачи-уборки вагонов на пути необщего пользования под грузовые операции по согласованному с клиентом графику. До введения этой услуги, в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подача и уборка вагонов выполнялись в любое время суток, с уведомлением клиента о времени соответствующих операций не позднее чем за два часа до объявленного срока. Теперь это осуществляется строго по графику, то есть в одно и то же время.

Таким образом, клиенты могут заранее планировать погрузо-разгрузочные работы и рабочие смены, повысить эффективность производственного процесса, снизить финансовые потери при переработках сменных работников, сократить простой техники и персонала. В свою очередь, ОАО "РЖД" эта модель позволяет оптимизировать работу маневровых локомотивов и получить при этом дополнительный доход. Услуги по подаче и уборке вагонов под грузовые операции по графику оказываются на договорной основе. Плата взимается только в том случае, если вагоны поданы в установленное время.

Такая схема работы предложена 66 грузоотправителям, им направлены соответствующие проекты договоров. Их уже подписали 15 компаний, в том числе ЗАО "Электроконтакт" (ст. Кинешма), ООО "ТСК "Рабочий Металлист" (ст. Кострома), ООО "Стромнефтемаш" (ст. Кострома), ЗАО "Гаврилов-Посадагропромснаб" (ст. Гаврилов Посад), ЗАО "Агропромснаб" (ст. Тейково), ЗАО "Птицефабрика "Костромская" (ст. Сендега), ООО "Архангельское дорожное управление" (ст. Исакогорка), ООО "Онега Неруд" (ст. Онега) и др.

В то же время остается немало предприятий, которые предпочитают осуществлять подачу и уборку вагонов под грузовые операции по заявке, а не по графику. К примеру, в ЗАО "Бункерная компания" нам пояснили, что в связи с химическими свойствами топлива и природными условиями Северного региона, когда требуется дополнительное время на разогрев груза, чтобы его слить, четко спланировать грузовые операции и уложиться в график не представляется возможным. "Работа по графику приведет к сверхнормативному простою вагонов на путях необщего пользования в случаях, когда ко времени уборки, закрепленному графиком, по вышеназванным причинам наше предприятие не успеет освободить цистерны и они будут простаивать в ожидании наступления следующей нитки графика. Это, в свою очередь, приведет к дополнительным затратам с нашей стороны", - отметил ведущий специалист ЗАО "Бункерная компания" Валентин Дейнеко.

Прогнозы - дело точное

В настоящее время одним из важнейших вопросов как для ОАО "РЖД", так и для бизнес-партнеров компании является формирование достоверных планов погрузки на предстоящий период. Для перевозчика прогнозные объемы служат основой для планирования нормативов эксплуатационной работы. Чтобы гарантированно вывезти продукцию, необходимы как можно более достоверные данные о предстоящей погрузке. Прогнозный показатель формируется на основе информации, предоставляемой грузовладельцами, с учетом влияния различных факторов макроэкономического характера. "Некорректная информация, данная предприятием с отклонением в большую или меньшую сторону, либо приводит к неиспользованию зарезервированных направлений и нерациональному использованию инфраструктуры перевозчика, либо влечет возникновение рисков по доставке грузов потребителю", - отмечают в Северном ТЦФТО.

Сейчас самый высокий показатель качества прогнозов на предстоящий месяц показывает ОАО "НГК "Славнефть". Если в 2012 году отклонение предоставляемых компанией прогнозов от факта погрузки составляло 2,5%, то в I квартале 2013-го его уже не было совсем. По другим ключевым предприятиям качество прогнозирования остается пока на невысоком уровне: имеются значительные колебания в сторону как завышения, так и занижения грузовой базы. У ряда грузоотправителей фактическая погрузка может отличаться от прогнозных параметров на 25%. Как объясняют сами предприятия, это обусловлено меняющейся конъюнктурой рынка.

К примеру, в ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" колебание от плана составляет порядка 20% в сторону перевыполнения по общему объему и 3-4 суток от времени той или иной запланированной погрузки. "Если маршруты удобно планировать на месяц вперед, то по групповым отправкам это очень тяжело", - отмечает Н. Голубева.

В свою очередь, ГК "Вологодские лесопромышленники" имеет отклонение от плана не более 3-5%. "Мы стараемся четко соблюдать свой план, - комментирует С. Чирков. - Однако надо понимать, что продажи у нас очень гибкие, покупатели нередко могут в последний момент отказаться от лесопродукции или заказать другое ее количество. Таким образом, в среднем мы придерживаемся 1-1,3 тыс. вагонов в месяц в зависимости от сезона, но в течение недели по два-три раза вносим корректировки: меняем направление отправок, род груза или тип подвижного состава. Но объем по месяцу, повторю, выполняем. Северный ТЦФТО всегда идет нам навстречу и согласовывает возникающие изменения".

Вопросы важности и актуальности предоставления достоверного прогноза погрузки, а также равномерности предъявления грузов к перевозке в течение месяца постоянно выносятся на рассмотрение координационных советов под руководством начальника дороги.

В диалоге удается выработать оптимальный подход. Кроме того, в ТЦФТО за клиентами закреплены персональные менеджеры, которые также проводят работу по улучшению качества планирования. В целом по дороге качество предоставляемых грузоотправителями прогнозов в 2013 году выросло.

Сделать процесс погрузки и вывоза грузов ритмичным помогает заключение долгосрочных договоров, которые обязывают грузоотправителя предъявить, а перевозчика - принять груз в объемах и направлениях, обозначенных договором, в течение одного календарного месяца. Вместе с тем долгосрочный договор не регламентирует предоставление грузоотправителями заявок на перевозку грузов формы ГУ-12 в рамках календарного месяца. Речь идет только о наличии гарантированного ядра (например, 80% от прогноза). В настоящее время наибольшую заинтересованность в заключении такого договора проявляют представители малого и среднего бизнеса.

Таким образом, постепенно между грузовладельцами и железной дорогой выстраиваются деловые отношения, основанные на принципах взаимной ответственности. При этом очень важно, чтобы заключаемые договоры не становились обузой для обеих сторон, а помогали сформировать понятные правила на рынке перевозок, устраивающие всех его участников.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер15.05.13На основе взаимной ответственности