05-12-13 / 2013
Новости отрасли
В РЖД принимаются все необходимые меры по выполнению заявок грузоотправителей на перевозку экспортных грузов в полном объёме

Алексей Кузнецов, начальник отдела внешнеторговых и транзитных перевозок Центральной дирекции управления движением

В ОАО «РЖД» принимаются все необходимые меры по выполнению заявок грузоотправителей на перевозку экспортных грузов в полном объёме. Однако особую тревогу сегодня вызывает неудовлетворительная организация переработки гружёных вагонов в морских портах.

К сожалению, со стороны партнёров по транспортному бизнесу не всегда выполняются договорные обязательства по выгрузке вагонов в соответствии с их перерабатывающими способностями. Сегодня налицо ухудшение ситуации с выгрузкой угля в морских портах Дальнего Востока и зерновых грузов по станциям Новороссийск и Туапсе.

Основные причины лежат на поверхности. Это прежде всего отсутствие торгового флота, систематические поломки кранового оборудования, отсутствие механизмов для восстановления сыпучести угля в зимний период и др. Так, в адрес ОАО «Ванинский морской торговый порт» на ноябрь было согласовано к перевозке 223 вагона в сутки с углем, что позволяет максимально загрузить портовые мощности. Однако выгрузка не превышала 171 вагон при ежесуточном остатке в ожидании её на станции Ванино около 700 вагонов. Складские площади порта заполнены почти полностью. Количество отставленных от движения поездов на Дальневосточной дороге в адрес указанного получателя увеличилось в два раза, а наличие вагонов с углем более чем в пять раз превысило установленный норматив.

Аналогичная ситуация сложилась и в порту Посьет, в адрес которого на ноябрь ОАО «РЖД» согласовало погрузку угля в соответствии с поданными компанией «Мечел» заявками в размере 249 вагонов в сутки. В то же время порт не выполняет своих обязательств, заявленных в договоре, на эксплуатацию пути необщего пользования, обеспечивая выгрузку на уровне 176 вагонов в сутки. При этом на станции Посьет в ожидании выгрузки ежесуточно находится не менее 320 вагонов с углем. До настоящего времени не сданы в эксплуатацию вагоноопрокидыватель и тепляки-размораживатели. При этом норма наличия угля для данного получателя на Дальневосточной дороге завышена в 4 раза. В результате на Дальневосточной только для портов Ванино и Посьет в конце ноября было отставлено от движения более 60 поездов, в которых простаивало более 2600 вагонов с просрочкой в доставке груза.

Нет улучшений и в работе паромной переправы Ванино – Холмск. На станции Ванино в ноябре ежедневно простаивало в ожидании подачи на остров Сахалин более 300 вагонов. Проблемы с вывозом грузов для потребителей острова привели к накоплению на ДВЖД более 600 вагонов. В то же время Сахалинское морское пароходство так и не приняло действенных мер по нормализации работы паромной линии. На линии Ванино – Холмск работает лишь одно паромное судно из четырёх. Причём зачастую оно используется и для перевозки автомобилей, которых в отдельные дни перевозилось даже больше, чем вагонов.

По-прежнему неудовлетворительно организована выгрузка и зерновых грузов на Юге России, в частности в ОАО «Новороссийский зерновой терминал» и ОАО «Туапсинский морской торговый порт». В результате на Северо-Кавказской дороге в направлении на Туапсинский порт было отставлено от движения до 14 поездов с зерном, в адрес ОАО «Новороссийский зерновой терминал» – 17. Из-за несвоевременного подхода торгового флота, заполненности складских ёмкостей выгрузка зерновых грузов ОАО «Новороссийский зерновой терминал» в ноябре не превышала 97 вагонов в сутки при норме 182, а в отдельные дни ноября вообще не производилась. При этом на СКЖД простаивает свыше 2800 вагонов с зерном в ожидании выгрузки. Аналогичные проблемы возникали и в октябре. По вышеуказанным проблемам ОАО «РЖД» неоднократно обращалось в Минтранс России, к владельцам портов и терминалов с просьбой принять необходимые меры, направленные на обеспечение своевременной выгрузки вагонов. Вопрос пока в стадии рассмотрения.

Вместе с тем имеются и положительные моменты во взаимодействии железнодорожников и портовиков. Так, в октябре благодаря оперативному взаимодействию ОАО «РЖД» и ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» удалось нормализовать сложившуюся ситуацию с накоплением вагонов с углем в адрес ОАО «Восточный порт». Положительным примером партнёрских отношений может служить и взаимодействие ОАО «РЖД» и ОАО «СУЭК» в вопросе перевозок и переработки углей на терминале ЗАО «Дальтрансуголь».

В заключение остановлюсь на правовых аспектах проблемы взаимодействия смежников. В последнее время произошли значительные изменения в законодательной базе, регулирующей правоотношения между железной дорогой и морскими портами. В законе о морских портах введено новое понятие «оператор морского терминала». И теперь понятие «морской порт» не связано с юридическим лицом, а лишь обозначает совокупность инфраструктуры. Если ранее при перевозках внешнеторговых грузов участвовали три стороны: грузоотправитель, дорога и морской порт (грузополучатель), то теперь их число значительно больше: грузоотправитель, дорога, оператор подвижного состава, оператор морского терминала, компания – фрахтователь судна. Таким образом, если раньше для регулирования вопросов своевременной подачи и выгрузки вагонов было достаточно иметь один договор между дорогой и портом (на подачу и уборку вагонов или на эксплуатацию подъездного пути), то теперь он не может гарантировать ответственность оператора морского терминала по выгрузке вагонов в связи с тем, что фрахтованием судов может заниматься иная компания. Поэтому в новых условиях, видимо, необходимо заключать многосторонние договоры с участием как минимум дороги, оператора морского терминала и грузовладельца, фрахтующего торговый флот.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также и то, что ситуация в связи с наступлением зимы быстро усугубляется, необходимо принять целый комплекс мер со стороны всех сторон транспортного бизнеса. Исправить ситуацию можно, лишь выстраивая дальнейшую работу на основе взаимопонимания и конструктивного сотрудничества.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.12.13Наладить бесперебойную работу со смежниками возможно на основе взаимопонимания и сотрудничества