В железнодорожной монополии выразили несогласие с предложением угольщиков снизить тарифную нагрузку на угольную отрасль.
В Минтрансе РФ обсудили полученные из Минэнерго РФ предложения. В ОАО "РЖД" с ними не согласились.
При этом заместитель министра транспорта Алексей Шило по сути вступил в полемику с угольщиками, поддержав идеи ОАО "РЖД" по поводу повышения тарифа на порожний пробег вагонов.
Это следует из записи его выступления на совещании у министра транспорта РФ Романа Старовойта.
Операторы не должны возить "воздух"
В целом позицию А. Шило можно представить так: во-первых, действующие правила для формирования тарифа на порожний побег исторически построены для другой технологии работы парка вагонов – когда он находился под управлением холдинга. А когда весь парк – у частных операторов, то низкий тариф позволяет отправлять порожние вагоны на дальние расстояния. Это одна из причин, почему сегодня ж/д сеть работает плохо – есть встречные потоки порожних вагонов, операторы много перевозят "воздуха", отметил А. Шило.
Во-вторых, рынок представления подвижного состава – профицитный и высококонкурентный. Угольщики могут сами поработать над тем, чтобы снизить свои издержки. А на аренду вагонов приходится четверть от их транспортных затрат.
В-третьих, утверждение, что рост тарифа на порожний пробег всегда отражается в ставке оператора, не подтверждается рынком: в 2019 году, например, тариф подняли на 6%, а ставка снизилась на 35%. Таким образом, прямой корреляции нет, считает А. Шило.
По его словам, в частности, нефтяники работают по долгосрочным контрактам с фиксированной стоимостью. И это хороший пример для угольщиков.
В-четвертых, повышение тарифа поможет избавиться от неэффективных грузоперевозок, когда уголь для энергетиков везут за тысячи километров, вместо того, чтобы отправить его с ближайших месторождений.
Операторский рынок – это "базар"
На этом же совещании была озвучена также позиция ОАО "РЖД". Она заключается в том, что снижать тариф для угольщиков – это прямые убытки для холдинга. Тогда надо их компенсировать при индексации тарифа перевозчика на 2025 год.
Предложено проиндексировать тариф сразу с начала 2025 года на 10% и в течение полугода пересмотреть прейскурант 10-01 в строну повышения по ряду позиций – с уточнением тем из них, которые были не донастроены.
Альтернативой может служить повышение ставки на порожний пробег вагона – скажем, на 40%. И тогда можно дальше не поднимать тариф на груженый рейс.
Это можно сделать, если рассматривать как перевозку порожних вагонов как груз на своих осях.
В ОАО "РЖД" предложили также заставить операторов поделиться своей прибылью. По расчетам перевозчика, если обязать перевозить уголь по ставкам для инвентарного парка, то тариф стоил бы 782 руб./т. Но сейчас в сфере услуг по предоставлению вагонов – рынок или "базар".
По сути в ОАО "РЖД" выступили против конкурентного сегмента на РЖД. По словам источника, знакомого с ситуацией, перевозчик скрыто продвигает идею возврата к практике работы консолидированным парком, но пока опасается поднимать данную тему публично.
Угольщики пожаловались властям
Напомним, что на совещании в Минтрансе РФ обсуждались предложения, поступившие в Минэнерго РФ. Они изложены в письме губернатора Кемеровской области Ильи Середюка, главы Республики Хакасия Валентина Коновалова и губернатора Новосибирской области Андрея Травникова на имя председателя правительства РФ Михаила Мишустина.
В нем утверждалось, что предложение об индексации железнодорожных тарифов на 2025 год на величину от 17,2 до 22,7% резко негативным образом повлияет на перевозки угля. Грузовой тариф для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 год уже вырос почти на 100%, в 4 раза превысив накопленную инфляцию за данный период.
При этом основной упор сделан на тариф перевозчика, который в 2022 году отменил понижающие коэффициенты к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01 для угля (на дальность и на энергетический уголь). Указанная мера позиционировалась как временная на фоне высоких наблюдавшихся цен на уголь на мировых рынках, однако так и не была отменена впоследствии, несмотря на кратное падение экспортных цен в 2023-2024 гг. В результате за этот период угольные компании переплатили по тарифу сверх инфляции более 200 млрд руб., указано в письме (имеется в распоряжении редакции).
Столь существенное повышение тарифа было призвано обеспечить финансирование инвестиций на развитие железнодорожной инфраструктуры в восточном направлении. Однако общие объемы отгрузок всех грузов на Восток по-прежнему существенно отстают от изначальных планов, а отгрузки угля из Кузбасса, Хакасия и Новосибирской области на Восток за 2022-2023 гг. были даже ниже показателей 2019-2020 гг.
Это стало одной из причин острого кризиса угольной отрасли в указанных регионах, где угольные компании получили в I полугодии 2024 г. убыток в размере 13 млрд руб. по сравнению с 184 млрд руб. прибыли за аналогичный период 2023 года. Отгрузки угля на экспорт из регионов за 7 месяцев 2024 года уже упали на 18% к аналогичному периоду прошлого года. Региональная добыча угля по итогам текущего года снизится на 12%. В результате только в Кемеровской области - Кузбассе ряд предприятий, где суммарно занято больше 30 тыс. работников, возникла вероятность их полной приостановки.
"С учетом вышеизложенного просим отменить введенные временно в 2022 году дискриминационные ограничения на применение угольными компаниями специальных понижающих коэффициентов при определении платы на железнодорожную перевозку угля (0,4 - на дальность для каменного угля и 0,895 - для энергетического угля), а также обеспечить исполнение пункта 1 действующего распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2017 № 2991-р и фиксацию в 2025 году ежегодного темпа роста тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования на уровне инфляции (средневзвешенного индекса потребительских цен) минус 0,1 процентного пункта", – содержатся предложения в письме на имя М. Мишустина.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
08.11.2024 |