06-06-11 / 2011
Новости отрасли
В РЖД идёт процесс выстраивания вертикальных дирекций и отработка взаимодействия между различными звеньями управления в новых условиях

Вадим Морозов, первый вице-президент ОАО "РЖД"

- В прошлом году правление ОАО "РЖД" одобрило "Стратегию развития холдинга "РЖД" на период до 2030 года и основные приоритеты его развития на среднесрочный период до 2015 года". Этот документ определяет в том числе и целевую корпоративную модель нашей компании. Наряду с этим еще в 2008 году была выработана "Концепция системы управления компании холдингового типа, образуемой в результате реформирования ОАО "РЖД", основные положения которой также остаются актуальными и сегодня. Во главе холдинга будет стоять Корпоративный центр, который, не занимаясь непосредственно операционной или производственно-технологической работой, сосредоточится на стратегических вопросах развития корпорации, общей координации взаимодействия между подразделениями, вопросах отношений с другими компаниями и государственными регуляторами и т.д. То есть это будет головное подразделение, которое вырабатывает политику, следит за корпоративной (холдинговой) макроэкономикой, поддерживает единое правовое, технологическое, техническое, социальное и любое иное пространство внутри холдинга, направляет в общем русле имиджевую деятельность и т.д.

Сегодня пока еще нет детальной проработки всех вопросов организации Корпоративного центра, но предполагается, что в него войдут подразделения аппарата управления ОАО "РЖД", непосредственно не связанные с перевозочным процессом и иной хозяйственной деятельностью. При этом создание Корпоративного центра как некоей управляющей компании с юридическим обособлением мы пока не планируем. Из хозяйственного комплекса ОАО "РЖД" в вертикально интегрированные бизнес-единицы выделяются различные виды деятельности в форме филиалов с самостоятельными финансовыми балансами. Это преимущественно дирекции: Центральная дирекция инфраструктуры, Центральная дирекция управления движением, Дирекция тяги, Дирекция по ремонту тягового подвижного состава, Центр фирменного транспортного обслуживания и др. Они являются в определенной степени самостоятельными предприятиями со своими четко очерченными хозяйственными задачами, имуществом, единоначалием и всеми необходимыми ресурсами.

Основной смысл здесь заключается в том, что эти бизнес-единицы уже не будут являться некими цехами, которые заинтересованы брать обязательства как можно более низкие, а требовать ассигнования на свою деятельность как можно более высокие, стремясь при этом на бумаге как можно больше заложить в затраты и в отчеты о проделанной работе. Здесь действует принцип, я бы так сказал, живого заказа и прозрачного учета. ЦФТО заказывает у Дирекции движения столько поездов и перевозки такого качества, сколько востребовал и оплатил пользователь. Соответственно движенцы закажут столько локомотивов, сколько нужно для таких перевозок. Локомотивщики делают заказ на новую технику и ремонты, и так далее по всем хозяйствам. Так работают все крупные корпорации мира, в том числе и транспортные. При этом для лучшей управляемости группами взаимосвязанных бизнес-единиц планируется сформировать бизнес-блоки, например, "Пассажирские перевозки", "Грузовые перевозки", "Инфраструктура" и др.

- Как известно, самой крупной из вертикальных структур будет Центральная дирекция инфраструктуры, которая сейчас создается в соответствии с решением совета директоров ОАО "РЖД", принятым в декабре прошлого года. Нельзя ли о ней чуть подробнее?

- Это будет крупнейшая бизнес-единица с численностью работающих около 270 тысяч человек. В нее войдут такие комплексы, как путевой, электрификации и энергоснабжения, автоматики и телемеханики, часть вагонного хозяйства, управление механизации, и некоторые объекты технологического и коммунального назначения. Формирование полноценной Дирекции инфраструктуры будет проходить поэтапно. Сегодня на всей сети сформированы дорожные дирекции инфраструктуры и идет формирование центрального аппарата. В течение этого года предстоит проработать нормативно-правовую базу для организации управления внутри вертикали и эффективного взаимодействия с другими дирекциями, в первую очередь -управления движением и тяги. По результатам этой деятельности будет принято решение о сроках перевода дорожных дирекций в вертикаль. Планируется, что это произойдет до конца будущего года, а возможно, и раньше. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы этот процесс не затормозился.

- Сегодня между подразделениями дирекций и дочерних компаний на дорожном уровне происходит еще большое количество различных технологических нестыковок. Какие действия в этом плане вы считаете наиболее актуальными?

- Этот вопрос является на сегодняшний момент одним из самых важных и требующих нашего пристального внимания. Разумеется, в рамках реформы есть и другие важнейшие актуальные проблемы, например, создание адекватных инструментов финансирования инфраструктуры, совершенствование нормативно-правовой базы с целью более рационального управления приватными вагонными парками, изменение системы тарифообразования и т.д., но если мы упустим технологическую управляемость, то наверняка потерпим поражение в самой основе нашей деятельности. А этого допустить, естественно, нельзя. Какие здесь необходимо отрабатывать направления? Важнейший вопрос - это полномочия территориального руководителя железнодорожного комплекса. Планируется, что в перспективе на базе железных дорог будут сформированы региональные корпоративные центры без изменения наименования "железная дорога" и организационно-правовой формы "филиал ОАО "РЖД". Нужно добиться того, чтобы начальники дорог и в новых условиях могли эффективно координировать деятельность всех подразделений на своей территории. Для этого их следует наделить соответствующими полномочиями. В частности, сегодня начальнику дороги предоставляются следующие права: согласовывать кандидатуры руководителей различных железнодорожных предприятий, привлекать их к дисциплинарной ответственности за нарушения технологии перевозочной работы и приостанавливать их решения, рассматривать и согласовывать контрольные показатели бюджетов всех подразделений и давать предложения по их корректировке, привлекать все ресурсы в случаях чрезвычайных условий и др. По мере накопления опыта эти функции будут корректироваться.

Другой важнейший вопрос - отработка качественных регламентов взаимодействия между структурами. Нужно признать, что пока мы этого не достигли и действующие ныне регламенты зачастую не описывают всех существенных элементов взаимодействия или не согласованы со всеми причастными. При этом многие связи между вновь создаваемыми структурами вообще нормативно не закреплены. Между тем качественная и полная нормативная база крайне необходима для скорейшего перехода от "ручного" руководства к регулярному управлению, для расширения возможностей делегирования полномочий и ответственности, для сокращения влияния человеческого фактора на результаты деятельности.

С целью улучшения координации подразделений на дорогах уже сформированы технологические службы, которые подчиняются первому заместителю начальника дороги. Соответственно в аппарате управления ОАО "РЖД" будет создан Центр технологической координации, подчиненный первому вице-президенту компании. Основной задачей технологических служб является проработка управленческих решений, направленных на приведение текущей деятельности территориальных подразделений филиалов ОАО "РЖД" и дочерних обществ во взаимное соответствие. Технологические службы должны иметь все необходимые инструменты для проведения анализа эффективности общей работы эксплуатационного блока, прорабатывать предложения по совершенствованию регламентов взаимодействия подразделений и других аспектов управления.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.06.11Технология и экономика