02-12-10 / 2010
Новости отрасли
В России в контейнерах перемещают чуть более 2% грузов, хотя в них можно перевозить в 15 раз больше

Игорь Шапкин, профессор МИИТА, д.т.н.: Развитию этого вида доставки препятствуют большой дефицит контейнеров и слабое логистическое обеспечение. К тому же структура производства в стране не создает грузовой базы для внутренних контейнерных перевозок. Ведь транспортируется в основном сырье, а не промышленные товары. Контейнерные доставки, являясь одним из самых технологичных видов перевозки, по нынешним тарифам зачастую обходятся дороже, чем в крытых вагонах. В результате объем доходов, получаемых небольшими по территории Нидерландами от транзита грузов в основном в контейнерах, составляет $20 млрд. в год. Россия с $3,5 млрд. занимает лишь 31-е место в мире, при том что ее транзитный потенциал на евразийском направлении оценивается в $8-10 млрд. Еще одной проблемой, сдерживающей развитие контейнерных перевозок, особенно на экспортном направлении, является слабая инфраструктура их обработки. Грузопотоки формируются в основном в промышленных зонах Поволжья, Урала и Севера, где плохо развита сеть автомобильных дорог. Как правило, работающие там предприятия не имеют ни опыта работы с контейнерными грузами, ни необходимого оборудования. Тем не менее в России за последние пять лет объем перевозок в контейнерах увеличивается на 15-20% ежегодно. Введен в эксплуатацию новый терминал мощностью 1,5 млн. ТЕU в порту Усть-Луга, ведется строительство подобного объекта, рассчитанного на перевалку 600 тыс. TEU в год, в Новороссийске. Одним из ключевых факторов развития контейнерных перевозок является рост внешнеторгового оборота, прежде всего импорта. Его структура в отличие от преимущественно сырьевого экспорта подразумевает использование контейнеров (оборудование, бытовая электроника и электротехника, товары народного потребления). Экспортируют же из России в контейнерах значительные объемы бумаги, химических веществ, металлов. Поскольку стоимость автомобильной перевозки контейнеров договорная, железная дорога явно проигрывает в ценовой гибкости и возможности учитывать особенности потенциальных клиентов. Во многих случаях перевозить грузы автотранспортом выгоднее, чем железной дорогой, не только из-за тарифов, но и из-за более высокой скорости доставки. Кроме того, считается, что при автомобильных перевозках проще отслеживать перемещение груза и регулировать процесс транспортировки. Свыше 90% всех контейнерных перевозок грузов морским и железнодорожным транспортом начинаются или заканчиваются перевозкой автомобилями, они востребованы на международных и внутренних перевозках с "коротким плечом". Чтобы выиграть конкурентную борьбу, железнодорожники должны создавать привлекательные условия для клиентов, внедрять передовые технологии перевозки контейнеров. С помощью тарифного регулирования целесообразно формировать конкурентоспособные сквозные ставки. Особенно это актуально для Транссибирской магистрали, где сконцентрировался огромный потенциал роста контейнерных перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.12.10За счет конкуренции