20-12-22 / 2022
Новости отрасли
В России в 2023 году вернут скидки на перевозку нефтепродуктов

Субсидии на отправку топлива по железной дороге уже действовали с февраля по 4 июля Правительство РФ приняло решение расширить географию перевозок нефтепродуктов железнодорожным транспортом по льготному тарифу. С 1 апреля 2023 года субсидии распространятся не только на отправки продукции в направлении Дальнего Востока, но и в Красноярский край и Иркутскую область. Эксперты рынка ожидают, что такая мера позволит сдержать динамику оптовых цен и, как следствие, сохранить изменения розничной стоимости топлива на уровне не выше инфляции. Программа субсидирования перевозок нефтепродуктов по железной дороге действует с 2022 года, придя на смену действовавшему механизму "дальневосточного демпфера". Господдержка рассчитана на транспортировку во внутреннем сообщении автомобильного бензина, дизельного топлива и авиакеросина. На ее реализацию в текущем году из федерального бюджета направлено около 9,8 млрд руб. Субсидии действовали с февраля по 4 июля. Новое постановление правительства, опубликованное 13 декабря, не только возобновляет предоставление льготного тарифа на отправку ряда нефтепродуктов, но и включает в механизм субсидирования регионы Сибирского федерального округа – Красноярский край и Иркутскую область. "Это позволит сдержать динамику оптовых цен, снизить давление на розницу, а также поддержать местных независимых операторов АЗС", – отмечено на официальном сайте правительства. Для возмещения потерь ОАО "РЖД" от организации таких поставок в федеральном бюджете заложены средства на субсидирование программы. В 2023 году их объем составит 9,3 млрд руб., в 2024 году – 9,6 млрд руб., а в 2025 году – 10,2 млрд руб. Решение для баланса Как рассказал "Гудку" президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, поставки топлива в Дальневосточный федеральный округ на 50% закрываются объемами производства Хабаровского и Комсомольского нефтеперерабатывающих заводов (Дальний Восток), а на 50% – другими предприятиями (например, Ангарской нефтехимической компанией, Ачинским и Омским заводами – Сибирь). "В последние несколько лет наблюдалось увеличение стоимости тарифа на железнодорожную перевозку. Это привело к тому, что оптовая цена (в расчет которой входит железнодорожный тариф. – Ред.) сибирской продукции в ряде случаев стала превышать розничную, которая регулируется государством (ее рост не должен превышать инфляцию), – сообщил Евгений Аркуша. – А рыночные условия складываются так, что стоимость топлива дальневосточных заводов формируется на уровне сибирских. Следовательно, ценовая разбалансировка отразилась и на них". Для стабилизации ситуации с февраля этого года правительство ввело механизм субсидирования для железнодорожных перевозок некоторых видов нефтепродуктов в направлении Дальнего Востока. Мера была отменена в июле 2022 года из-за исчерпания средств федерального бюджета, после чего оптовая стоимость продукции резко возросла, считает эксперт. Правительство приняло решение вновь установить льготный тариф на транспортировку топлива с апреля 2023 года – в период наибольшего спроса на эту продукцию. Увеличилось и число направлений перевозок – добавлены Красноярский край и Иркутская область. По мнению Евгения Аркуши, такое решение связано с тем, что географически Сибирский федеральный округ расположен вблизи Дальневосточного, потребность регионов обеспечивается одними нефтебазами, заводами. Следовательно, ценовая разбалансировка сказывается и на Восточно-Сибирском экономическом районе. "Минэнерго выступает за системную поддержку реализации топлива для потребителей Дальнего Востока и Сибири, которые удалены от основных нефтеперерабатывающих мощностей центральной части России, – ранее отмечал первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин. – Доступность топлива, сдержанная динамика оптовых цен станут гарантами сохранения изменения конечных розничных цен на уровне не выше инфляции, высокого качества топлива, а также доходности АЗС на приемлемом для бизнеса уровне". Отметим, что Красноярский край является вторым по площади субъектом РФ, его протяженность с юга на север составляет почти 3 тыс. км. Как сообщили "Гудку" в пресс-службе Минэнерго, это создает дополнительные сложности при доставке топлива внутри региона. Через Иркутскую область осуществляется доставка нефтепродуктов в Республику Саха (Якутия), так как помимо завоза грузов Северным морским путем это единственно возможный способ транспортировки нефтепродуктов в регион. Топливо из Сибирского федерального округа транспортируется по железной дороге до станций Лена и Лена-Восточная (Иркутская область, Восточно-Сибирская магистраль), на которых происходит перевалка грузов с железнодорожного на речной транспорт с последующей отправкой в труднодоступные, в том числе арктические, районы Якутии. "Главной целью субсидирования является не столько увеличение объемов поставок и переориентация грузовых потоков, сколько снижение себестоимости регионального импорта субсидируемых топлив для поддержки независимых участников рынка", – добавили в пресс-службе Минэнерго.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.12.2022