Одной из обсуждаемых тем транспортной отрасли, а именно транспорта будущего, уже несколько лет является Hyperloop. Будет ли он реализован в России? Когда? И главное, кто будет финансировать проект? Редакция решила выяснить, как движется реализация. Пока же на вопросы РЖД-Партнера ответил д. э. н., профессор ПГУПС, председатель совета кластера "Российский Маглев" Анатолий Зайцев. – Анатолий Александрович, на заседаниях Объединенного ученого совета ОАО "РЖД" систематически рассматривается складывающаяся ситуация на железных дорогах России. Что Вы можете сказать, резюмируя итоги этих встреч?
– Провозные способности железных дорог при сложившейся системе собственности и управления исчерпаны. В этой связи особо актуален вопрос создания транспортных систем с новыми качественными параметрами на элементной базе, соответствующей новому технологическому укладу.
Работа над инновационными наземными высокоскоростными и сверхвысокоскоростными транспортными системами (магнитолевитационными, вакуумнолевитационными) крайне необходима и своевременна. Магнитолевитационный транспорт определяется как этап инновационного развития железнодорожного транспорта, отвечающего на вызовы нового технологического уклада.
– Насколько целесообразным Вы видите строительство Hyperloop в России?
– О целесообразности строительства Hyperloop ни в России, ни в любой другой стране мира говорить не приходится. Так как целостная технология не разработана, а ряд компаний преследует одну цель – получение денег от наивных и неразбирающихся в этой сфере деятелей науки и техники. Этому способствует отечественная пропаганда в СМИ отсталости нашей науки, образования и "дикости" славян. Отсюда и отсутствие желания соответствующих государственных лиц вникнуть в проблемы транспорта с учетом интересов России, а не МВФ и ЕБРР.
– Каковы перспективы развития этого вида транспорта в нашей стране?
– Объединенным ученым советом сформулирована последовательность создания сверхскоростного наземного вакуумированного транспорта. Итак, на первом этапе – отработка технологии магнитолевитационного движения в обычных условиях. На втором – отработка технологии магнитолевитационного движения в разреженной среде. То есть создание среды впереди движущегося состава с уменьшенным аэродинамическим сопротивлением.
Сроки назвать невозможно, так как данные рекомендации, направленные советом, не воспринимаются Минтрансом России и ОАО "РЖД".
– Когда, по Вашим прогнозам, в эксплуатацию может быть введена полноценная коммерческая магистраль Hyperloop?
– Для доведения научных и инженерных задач до уровня массового применения достаточно 10–12 лет при условии наличия решения президента, воплощенного в национальную задачу – программу.
– Что потребует полноценный запуск Hyperloop? Какие главные задачи, по Вашему мнению, стоят перед разработчиками Hyperloop?
– Сегодня в России технология Hyperloop разрабатывается на вербальном, то есть разговорном уровне. Правительству РФ необходимо принять предложение кластера "Российский Маглев" о создании грузовой магнитолевитационной магистрали с применением отечественной технологии на участке от портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области до транспортно-логистических центров Москвы как пилотного проекта создания высокоскоростных транзитных транспортных коридоров Запад – Восток, Север – Юг. На основе данного проекта отрабатывать экономически привлекательную для частного капитала технологию транспорта в вакуумированной среде.
– По Вашему мнению, изменится ли характер инвестирования после ареста Зиявудина Магомедова, чьи структуры среди прочих вошли в проект Hyperloop One, реализующей проект?
– Безусловно, изменится. Отсутствие реальных достижений у этой авантюрной, но широко популяризированной команды, занимающейся раскруткой привлекательной идеи, игнорируя тяжелый инженерный труд, рано или поздно отрезвит желающих.
Наталья Гусаченко
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер.Ру | 08.02.2019 |