30-05-11 / 2011
Новости отрасли
В результате реализации Программы структурной реформы в РФ сформирована новая модель организации железнодорожного транспорта

В результате реализации Программы структурной реформы в РФ сформирована новая модель организации железнодорожного транспорта. Этот факт признали все участники расширенного заседания комиссии Совета Федерации по естественным монополиям.

А вот будет ли она лучше прежней, еще требовалось доказать. Сенаторы подвергли серьезной критике компанию, которая, фактически являясь единственным перевозчиком, лишилась своего подвижного состава. С другой стороны, сомнение у них вызвало наличие серьезной конкуренции среди операторских компаний, где значительную долю перевозок обеспечивают дочерние общества той же монополии. Отсюда, по их мнению, рост тарифов, значительные проблемы с регулировкой порожних вагонов и вывозом готовой продукции, брошенные поезда и убыточные пассажирские перевозки. И как в таком случае оценивать первые итоги реформирования железнодорожной отрасли? Чего в нем больше – плюсов или минусов? Этот вопрос поставил в тупик даже искушенного в различных политических и экономических баталиях председателя комиссии СФ по естественным монополиям Николая Рыжкова.

Отвечать на него пришлось старшему вице-президенту ОАО «РЖД» Валерию Решетникову. Он проинформировал сенаторов о том, что Программой структурной реформы предусматривался поэтапный переход от модели государственной монополии к рыночным отношениям в сфере железнодорожных транспортных услуг с качественно новым уровнем обслуживания и высоким инвестиционным спросом. Именно с этой целью были созданы Первая и Вторая грузовые компании. Обеспечено также начало хозяйственной деятельности дочернего общества в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании (ОАО «ФПК») и ряда пригородных пассажирских компаний и ремонтных депо.

В то же время законодательная база оказалась в хвосте локомотива реформ и изрядно тормозит набравший скорость поезд. Именно поэтому ее нужно срочно обновлять. Только так можно добиться единства управления перевозочным процессом и обеспечить его максимальную эффективность в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры и дефицита подвижного состава.

Конец монополии положит и распродажа акций крупнейших “дочек” ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок. За этим в обязательном порядке последует новая тарифная политика, которая должна повлиять на стоимость доставки грузов и повысить конкурентоспособность железной дороги по отношению к автомобильному транспорту.

Не остался в стороне от реформирования РЖД и Минтранс России. По словам заместителя министра Андрея Недосекова, министерством совместно с причастными разработан проект приказа, предусматривающий внесение изменений в Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом в части определения правовых условий перевозки порожних вагонов. Где намечен упрощенный порядок оформления перевозки порожняка без предварительной подачи заявки, что позволит сократить время отправки вагонов. А появившаяся возможность осуществлять перевозки отправительскими маршрутами сократит объемы сортировочной работы и разгрузит инфраструктуру железных дорог. В настоящее время проект приказа направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и после прохождения всех обязательных процедур поступит на государственную регистрацию в Минюст России.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru27.05.11Реформа: плюсы и минусы