01-10-14 / 2014
Новости отрасли
В режиме экономии

В этом году ОАО «РЖД» работает при очень жестких бюджетных ограничениях и финансовой неопределенности, вызванных нулевой индексацией тарифа и спорами в правительстве по поводу возможности применения «тарифного коридора» к нефтяным грузам.

ОАО «РЖД» стремится сбалансировать бюджет. Уже в конце прошлого года бюджет ОАО «РЖД» был оптимизирован на 96 млрд руб. из-за того, что Минэкономразвития слишком оптимистично заложило в бюджет для компании рост ВВП в 2,5%. Тем не менее для сохранения параметров на 2014 год не хватало 16 млрд руб., притом что в этом году размер оптимизации должен составить еще 85 млрд руб. Для решения проблемы ОАО «РЖД» предложило проиндексировать стоимость перевозок нефтяных грузов на 6%. Правительство пообещало вернуться к рассмотрению этого вопроса по итогам первого квартала 2014 года. Итоги показали полную обоснованность расчетов компании, однако решение принято не было. Как говорит чиновник Минэкономразвития, ведомство поддержало предложение РЖД и направило соответствующее обращение в правительство. По сути, если бы индексация на 6% была проведена со второго квартала, то компания получила бы 13 млрд руб., а 3 млрд руб. она могла бы закрыть своими силами. Однако нефтяные компании использовали свои лоббисткие возможности, чтобы блокировать это решение, хотя по итогам 2013 года они продемонстрировали рост прибыли на десятки процентов.

Однако только во второй половине года было принято решение о повышении стоимости перевозок нефтяных и ряда других грузов в рамках тарифного коридора и покрыть выпавшие доходы в полной мере уже было невозможно.

В рамках оптимизации пришлось сократить затраты на капитальный и текущий ремонты основных фондов за счет создания так называемых отложенных расходов. По сути, это перенос ремонтов на более поздние сроки, когда это будет позволять финансовое состояние компании. При тех параметрах финплана, который есть у компании, в этом году будет отремонтировано всего порядка 5 тыс. км путей, из них 4 тыс. – усиленными видами реконструкции и ремонта. Для этого правительство выделило 26 млрд руб. из ассигнований, ранее предусмотренных как взнос в уставный капитал на развитие Восточного полигона. Но так как объем ремонта все равно снизится практически вдвое, то к 2015 году вырастет на 17% протяженность участков со сверхнормативным пропущенным тоннажем.

Большая часть расходов РЖД относится к постоянным, то есть независящим от уровня перевозок. Это очень затрудняет сокращение издержек при падении грузовой работы. Пришлось сокращать расходы на материалы, топливо и другие материальные затраты. Ничего не оставалось, кроме как пойти и на болезненные меры в социальной сфере, в частности, снижение затрат на оплату труда. Работников управления стали отправлять в отпуск на три дня без сохранения заработной платы, что, впрочем, не коснулось тех, кто занят в непрерывном производственном процессе. Сейчас в ОАО «РЖД» в режиме неполной рабочей недели трудятся 135 тыс. человек.

Чтобы обеспечить безубыточную работу компании, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписал поручение по антикризисным мероприятиям в компании в IV квартале этого года и по разработке среднесрочной стабилизационной программы.

Большой блок поручений в этой программе посвящен качественному улучшению состояния эксплуатационной работы и динамике роста показателей производственных процессов. Для увеличения доходной базы на основе анализа прогнозной конъюнктуры необходимо задействовать активный подход к ключевым грузоотправителям. Стоит задача дополнительно привлечь высокодоходные грузы. Также компания будет максимально полно реализовывать свои права по регулированию тарифов в рамках «тарифного коридора». Задачи, которые стоят перед компанией по выведению ее на безубыточный уровень, очень сложны. По итогам 9 месяцев РЖД имеют убыток. Поэтому в IV квартале необходимо получить прибыль порядка 22 млрд руб. Это означает, что необходимо выполнить повышенное задание, которое установили на квартал и еще удержаться в расходах строго в рамках бюджетных параметров, не допускать предъявления штрафных санкций за просрочку доставки грузов и вагонов.

РЖД будут работать над тем, чтобы максимально взять ту грузовую базу, которая есть, увеличить долю высокодоходных грузов и количество дополнительных услуг, в том числе и за счет движения по расписанию. Однако ситуация осложняется тем, что экономическая конъюнктура в стране не очень благоприятна.

По итогам первого полугодия внутрироссийские перевозки упали на 4,3%, в то время как экспортные выросли на 6%. Но теперь фиксируется снижение темпов роста и экспортных перевозок. Сейчас это уже 5%. Как полагают в компании, это обусловлено снижением инвестиционной активности, ускоренным оттоком капитала и ограничением денежной массы на фоне отсутствия крупных проектов. Это приводило к снижению внутрироссийских перевозок, а теперь отразилось и на экспортных.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.10.2014