11-09-15 / 2015
Новости отрасли
В режиме диалога

Подводя итоги прошедшего на минувшей неделе EXPO 1520, можно сказать, что между производителями и потребителями железнодорожной техники состоялся конструктивный диалог. При этом, конечно, сложно переоценить роль ОАО "РЖД" как крупнейшего в стране потребителя продукции машиностроения. Холдинг во многом задает темп развития отрасли.

ОАО "РЖД" является надежным партнером промышленности, стимулирующим технико-технологические инновации, а также одним из крупнейших инвесторов в реальный сектор экономики. Компания обеспечивает более 1,5% вклада в ВВП России, почти 3% инвестиций в основной капитал в стране и свыше 1% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. За годы работы ОАО "РЖД" инвестировало 3,4 трлн руб. (в текущих ценах) в обновление основных фондов, модернизацию пути, реализацию крупных инфраструктурных проектов, создало устойчивый спрос на продукцию транспортного машиностроения.

За период с 2004 по 2014 год на российские железные дороги поставлено более 4,3 тыс. локомотивов. Разработано и освоено серийное производство всего спектра локомотивов, а также основных видов комплектующего оборудования. В организации производства материалов, систем и комплектующих приняли участие более 200 предприятий, научно-исследовательских и конструкторских коллективов Российской Федерации.

Основная задача, стоящая сегодня перед ОАО "РЖД" в плане развития локомотивостроения, - приобретение необходимого количества тягового подвижного состава под планируемые объемы работ с учетом приведения парка к оптимальным возрастным параметрам. При этом в конструкцию локомотивов должно быть заложено применение инновационных решений. Для повышения ответственности производителей за декларируемые параметры локомотивов на всем жизненном цикле их полное сервисное обслуживание передано ООО "СТМ-Сервис" и ООО "ТМХ-Сервис". Это позволит повысить качество проведения технического обслуживания и ремонта локомотивов, их надежность и безотказность, что в конечном итоге должно привести к снижению потребного эксплуатируемого локомотивного парка.

Реформирование железнодорожного транспорта существенно изменило ситуацию на рынке оперирования грузовыми вагонами и приобретения этой продукции. С 2004 года за счет создания специальных тарифных условий и увеличения числа частных владельцев динамика производства грузовых вагонов в России характеризовалась наращиванием объемов закупок. Однако повышенный спрос (80 тыс. в год) к концу 2013-го привел к появлению более 250 тыс. ед. избыточного парка. И даже с учетом того сокращения парка, которое мы наблюдаем в текущем году, этот избыток продолжает негативно влиять на эксплуатационную обстановку на сети железных дорог. Это нивелирует эффект от принимаемых ОАО "РЖД" мер по повышению эффективности перевозочного процесса.

Будущее мы видим за внедрением инновационных грузовых вагонов с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками. Сегодня уже работают две схемы стимулирования закупок таких вагонов. Так, нетарифная схема определена постановлением правительства РФ № 1223 от 19 ноября 2014 года в рамках подпрограммы "Транспортное машиностроение" государственной программы РФ "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Она предусматривает выделение субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении скидки при условии приобретения инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой. Постановлением определен перечень технических характеристик инновационного вагона. Кроме того, ряд тарифных схем введен приказами ФСТ России в отношении некоторых типов универсальных полувагонов производства Тихвинского вагоностроительного завода и ОАО "НПК "Уралвагонзавод".

В целях оценки возможности и целесообразности развития конкуренции при перевозке грузов могут быть организованы пилотные проекты по созданию института локальных перевозчиков на выделенных участках железнодорожной сети, в ходе которых будет сформирована и апробирована технология функционирования локальных перевозчиков и их взаимодействия с владельцем инфраструктуры, общесетевым перевозчиком и грузовладельцами. Для этого должны быть созданы нормативные правовые и организационные условия для реализации пилотных проектов. Надеюсь, что предлагаемый компанией подход найдет свое отражение в разрабатываемой в соответствии с поручением заместителя председателя правительства России Аркадия Дворковича федеральными органами исполнительной власти Целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг до 2020 года.

Наряду с этим ОАО "РЖД" сделало значительный рывок в своем инновационном развитии - достигнуты знаковые результаты в сфере укрепления сотрудничества с лидерами мирового железнодорожного машиностроения. При этом обеспечивается локализация производства современного подвижного состава на территории России.

Совместно с зарубежными партнерами мы создаем современные образцы подвижного состава и новые элементы инфраструктуры. Особое внимание уделяется вопросам разработки и применения экологически чистых и энергоэффективных технологий. Внедряются инновационные технологии в сфере управления и безопасности движения.

Холдинг сотрудничает с Европейской организацией производителей железнодорожной техники (UNIFE) в части унификации подходов к управлению рисками на железнодорожном транспорте (УРРАН, RAMS, жизненный цикл) и включения требований по показателям надежности для продукции, поставляемой для нужд железнодорожного транспорта. Эти подходы реализуются нами и при внедрении стандартов IRIS. Все эти меры в совокупности положительным образом сказываются на качестве продукции отечественного машиностроения, а значит, и на качестве обслуживания потребителей транспортных услуг.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру11.09.2015