06-06-11 / 2011
Новости отрасли
В развитие инфраструктуры должны вкладываться и ОАО «РЖД», и грузоотправители, и государство

В минувшую пятницу председатель Правительства России Владимир Путин вместе с министром транспорта Игорем Левитиным и президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным открыли Большой Новороссийский тоннель, наблюдали за окончанием проходки Кузнецовского в Хабаровском крае и решали вопросы развития инфраструктуры.

"Создан новый, современный, отвечающий всем требованиям XXI века инфраструктурный объект - очень важный для развития Юга страны, для развития морского порта в Новороссийске, для развития всей инфраструктуры Юга России", - объявил с подиума, построенного прямо на горе, рядом с Большим Новороссийским тоннелем Владимир Путин.

В чем преимущество фактически нового тоннеля, пояснил замминистра транспорта Андрей Недосеков: "Если раньше Новороссийский пропускал 55 пар поездов, то теперь этот показатель увеличится почти в три раза".

Владимир Путин подчеркнул, что это далеко не последний инфраструктурный объект на Юге страны. Необходимо построить новый порт на Тамани, заняться развитием железнодорожного и автомобильного сообщения с Новороссийским портом.

Традиционную красную ленточку решили не перерезать: под мощный гудок ее разорвал локомотив первого грузового состава. Проводив взглядом поезд на Новороссийск, Владимир Путин, Игорь Левитин и Владимир Якунин отправились при помощи телемоста смотреть, что происходит в Хабаровском крае на участке дороги Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Здесь в час ночи по местному времени канадский проходческий щит Lovat разрушил последние сантиметры, отделявшие восточный портал нового Кузнецовского тоннеля от западного. Таким образом, два события в транспортной системе страны происходили синхронно.

Кузнецовский тоннель - основное звено в проекте реконструкции участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань северного широтного хода. "Раньше все подобные стройки называли всесоюзными. Такой тоннель можно было строить 15 лет. А сейчас техника позволяет работать намного быстрее", - рассказал оператор тоннелепроходческого комплекса Евгений Татарников, который пробивал последнюю преграду.

Открытие нового Кузнецовского тоннеля в 2012 году, а также завершение реконструкции участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань даст возможность перевозить ежегодно до 35,7 млн. тонн грузов (сейчас провозная способность участка 16,5 млн. тонн).

"Еще три года назад говорили, что БАМ - это дорога в никуда, что эта великая магистраль не работает. Сегодня это прекрасное сооружение разворачивает перед БАМом новые перспективы", - отметил начальник Дальневосточной дороги Михаил Заиченко.

После открытия этого тоннеля на связь с Владимиром Путиным и Владимиром Якуниным вышел начальник Забайкальской дороги Сергей Иванов с докладом об электрификации ветки Карымская - Забайкальск - важного участка сопряжения с китайскими магистралями.

Он сообщил, что проект должны завершить в 2013 году. Сейчас построены 267 км вторых путей, реконструированы две станции. Завершены работы по электрификации участка Карымская - Оловянная длиной 148 км, и на 8 июня намечен запуск его в эксплуатацию. Владимир Путин подчеркнул, что товарооборот с Китаем будет и дальше расти. Уже сегодня объем перевозок на 23% больше, чем в середине 1980-х годов.

Однако инфраструктура сейчас с трудом справляется с существующими объемами грузов. Поэтому премьер на совещании с участниками международного форума "Стратегическое партнерст во 1520" в Сочи поручил Минтрансу разработать проекты расширения возможностей Транссибирской магистрали и Восточного БАМа.

По расчетам РЖД, уже к 2015 году из-за недофинансирования компания не сможет вывезти 230 млн. тонн предъявляемого груза, из-за чего ВВП страны потеряет 1,5%. Заниматься строительством нужно начинать уже сейчас, поскольку на то, чтобы проложить 2,7 тыс. км вторых путей на БАМе, нужно порядка 10 лет. Но еще пока нет достаточных мощностей для производства такого количества рельсов.

На совещании президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин предложил отменить госрегулирование транзитных перевозок, создать единого международного оператора и дотировать из бюджета те малые и средние предприятия, которые сами не могут осилить тариф на более дорогие повагонные отправки.

Тарифные возможности для увеличения инвестиций незначительны, поскольку, по мнению Владимира Путина, стоимость перевозок должна стать компромиссом между нуждами железнодорожной отрасли и экономики страны в целом.

Поэтому участники форума "Стратегическое партнерство 1520" решили, что без помощи государства не обойтись. Ряд проектов готовы софинансировать и сами грузоотправители. При инвестиционных возможностях самих РЖД порядка 200 млрд. руб. в год потребности транспортных проектов оцениваются в 600 млрд. Поддержка государства может быть в различных вариантах: от налоговых льгот до проектов ГЧП и прямых дотаций. Но она нужна обязательно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.06.11По всем направлениям
Российская газета06.06.11В одной колее
РЖД-Партнер.ru06.06.10В. Путин поручил разработать проекты по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба