12-03-13 / 2013
Новости отрасли
В прошлом году инвестпрограмма Октябрьской железной дороги была самой масштабной на всей сети

Увеличение объемов перевозок на стратегических направлениях Октябрьской магистрали заставляет особое внимание уделять укреплению инфраструктуры. Что в этом плане делается и как реализация проектов уже отражается на погрузке, рассказывает начальник ОЖД Виктор Степов.

От услуги перевозки - к логистике

- Виктор Васильевич, удовлетворены ли Вы итогами работы магистрали за прошлый год? За счет чего был достигнут рост объемов грузов, отправляемых по ОЖД?

- Действительно, по итогам 2012 года на Октябрьской железной дороге погружено 102,8 млн т грузов, что на 3,2% больше, чем в 2011-м. Существенный рост погрузки к уровню прошлого года достигнут прежде всего за счет перевозок грузов предприятий строительного комплекса Республики Карелии, нефтепродуктов (ООО "Кинеф"), железорудных окатышей (ОАО "Карельский окатыш"), цветной руды (ОАО "Кольская ГМК"), минеральных удобрений (ОАО "Акрон"), цемента (прибавка обеспечена в том числе за счет продукции нового завода группы компаний "ЛСР"), а также импортных грузов.

Объем грузов, отправленных по ОЖД в адрес портов, вырос в 2012 году до 94,3 млн т (+12,7% к уровню 2011 г.). Росту этого показателя способствовало планомерное развитие перегрузочных комплексов в морском торговом порту Усть-Луга: там был перевален 31 млн т грузов, доставленных к причалам по железной дороге, что на 45% больше уровня 2011-го. Резко выросли отправки в Усть-Лугу каменного угля (+28%) и нефтепродуктов (в 1,9 раза). Неплохая динамика также зафиксирована в порту Мурманск, в адрес которого по ОЖД было перевезено 16,9 млн т (+11% к 2011 г.). Есть прирост и по другим терминалам Северо-Запада: порт Выборг - на 22%, Высоцк - на 13,5%.

- Повлияли ли новые сервисы, которые были предложены грузоотправителям в прошлом году, на достигнутые темпы роста погрузки? Насколько эффективно развивать логистику при железнодорожных перевозках?

- В 2012 году на полигоне Октябрьской дороги мы начали проводить активную работу с клиентами по предоставлению им более сложных транспортных услуг с учетом их специфических потребностей. Внедрение улучшенных транспортных услуг для конкретных пользователей повышает конкурентоспособность железнодорожных перевозок в глазах клиентов. Возрастает и эффективность эксплуатационной работы, в том числе за счет снижения негативного влияния избытка приватного подвижного состава на пропускную способность инфраструктуры. Такой услугой стала перевозка грузов по графику с фиксированным временем отправления и прибытия. При этом отработан механизм привязки каждого движущегося поезда к конкретному потребителю и управление его движением согласно характеристикам транспортной услуги, зафиксированным в соответствующем договоре между ОАО "РЖД" и потребителем.

В ходе реализации программы предоставления данных услуг за 2012 год заключено 14 договоров на организацию перевозок в составе грузового поезда по графику с согласованным временем отправления и прибытия.

В целом за 2012 год объем перевозок грузов по графику с согласованным временем отправления и прибытия составил 1637 поездов. Дополнительный доход - 78,2 млн рублей.

Таким образом, данный сервис позволил не только улучшить качество обслуживания клиентов компании, но также и увеличить (в определенных параметрах) пропускную способность инфраструктуры.

Первые после Сочи

- В прошлом году инвестпрограмма ОЖД заняла первое по объему место среди всех дорог, если не брать в расчет программы по олимпийским объектам, реализуемым на Северо-Кавказской железной дороге. С чем это было связано? Какие вложения планируются в инфраструктуру ОЖД в 2013-2014 гг.?

- В 2013-2014 гг. намечается выделять в среднем в год по 40 млрд рублей. В зависимости от решаемых задач эти суммы могут быть скорректированы. На конец 2012 года инвестиционная программа составила 59,2 млрд рублей, это 12% от общего объема вложений компании.

Конфигурация складывающихся грузопотоков во многом определила структуру инвестиций ОАО "РЖД" на полигоне ОЖД. Необходимость увеличить объем вложений в 2012 году была связана с реализацией целого ряда проектов. Прежде всего это развитие подходов к порту Усть-Луга. Здесь осуществляется комплексная реконструкция участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива (2005-2020 гг.). Сметная стоимость проекта - 143 млрд рублей, из которых в 2006-2012 гг. было освоено 64,4 млрд (в том числе в 2012 г. - 19,4 млрд). В 2012-2013 гг. средства направляются главным образом на электрификацию участка Гатчина - Лужская и строительство станции Лужская-Сортировочная.

Другой масштабный проект связан с реконструкцией станции Бабаево со строительством на подходе к ней нового парка для смены тяги нечетных поездов. Из запланированных 5,6 млрд рублей инвестиций в 2007-2012 гг. освоено 4,7 млрд. Таким образом, выполнены основные объемы работ, и в 2013 году данный проект должен быть завершен. Бабаево - одна из ключевых станций, которая позволит увеличить интенсивность перевозок в сторону Усть-Луги.

С той же целью мы развиваем направления Дмитров - Сонково - Мга. Подготовительная документация к проекту разработана в 2012 году. На первом этапе речь идет о реконструкции участка Мга - Кириши со строительством вторых путей.

Кроме того, планируется развивать подходы к порту Мурманск. По прогнозам Института экономики и развития транспорта, грузооборот в Мурманске в 2020 году может быть доведен до 31,7 млн т, то есть практически удвоен. Для укрепления подходов к порту намечено развивать направление Мурманск - Волховстрой. На начальном этапе предусмотрена реконструкция участка Мурманск - Оленегорск со строительством вторых путей и участка Мга - Кириши. По первому из них уже выделены инвестиции. Генпроектировщиком выступает "Ленгипротранспуть" (филиал ОАО "Росжелдорпроект").

- Я правильно понимаю, что существенная часть инвестиций в этом году пойдет на развитие инфраструктуры пассажирских сообщений? Какие именно проекты запланированы на ОЖД в этой сфере?

- В первую очередь это укрепление инфраструктуры скоростного движения. ОАО "РЖД" на полигоне дороги реализует проект организации скоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург - Бусловская.

На обеспечение регулярного сообщения поездами "Аллегро" между Санкт-Петербургом и Хельсинки в 2006-2012 гг. был выделен 51 млрд рублей. В том числе в 2012 году было освоено 5,7 млрд рублей.

Для оптимизации технологии перевозочного процесса на скоростном направлении грузовое движение должно быть вынесено на магистраль Ручьи - Лосево - Каменногорск -

Выборг со строительством новой ветки Лосево - Каменногорск. Создание этого нового двухпутного электрифицированного участка длиной 64 км осуществляется из средств Инвестфонда РФ, и заказчиком строительства выступает не ОАО "РЖД", а Федеральное агентство железнодорожного транспорта. ОАО "РЖД", в свою очередь, финансирует реконструкцию подходов к линии от Санкт-Петербурга до Лосево и от Каменногорска до Выборга - строительство вторых путей и электрификацию участка.

Еще один масштабный проект - строительство на линии Москва - Крюково четвертого главного пути, который необходим для снятия дефицита пропускной способности пригородного участка. Также предполагается организация тактового пригородного движения до Зеленограда и железнодорожные перевозки на участке аэропорт Шереметьево - Москва (центр города). В 2006-2012 гг. в рамках этого проекта было освоено 11,2 млрд рублей, включая 5 млрд в 2012-м.

Опыт, достойный распространения

- Насколько нам известно, ОЖД традиционно активно внедряет проекты, связанные с обеспечением безопасности движения. Есть ли среди них такие, опыт которых уже распространяется на другие магистрали?

- С 2003 года объекты инфраструктуры на полигоне ОЖД оснащаются техническими средствами охраны. Прежде всего они внедряются на направлениях скоростного движения Москва - Санкт-Петербург и Санкт-Петербург - Бусловская. В частности, на участке Мстинский Мост - Окуловка реализован пилотный проект по созданию комплексной системы безопасности, который был положен в основу решений, тиражируемых не только на российских скоростных магистралях, но и на других дорогах. К примеру, по такому же принципу сейчас оснащаются участки Северо-Кавказской и Горьковской дорог.

Речь идет об организации непрерывного контроля протяженных участков пути с помощью специально разработанных по заказу РЖД тепловизионных камер с блоками интеллектуального видеоанализа. Это целиком отечественные разработки. Они обеспечивают зону наблюдения до 600 м (обычная видеокамера охватывает территории в диаметре 50-70 м, то есть почти в 10 раз меньше). Преимущество тепловизионных камер по сравнению с обычными заключается в том, что они передают четкое изображение вне зависимости от погодных условий и времени суток; такому оборудованию не требуется дополнительное освещение. Функция интеллектуального анализа видеоизображения позволяет автоматически анализировать информацию по таким параметрам, как пересечение установленных границ, вход (выход) в зону контроля, движение в этой зоне, обнаружение в ней оставленных предметов, а также выявление изменений фона. Специально разработанный мультиспектральный модуль распознает падение крупногабаритных предметов на железнодорожные пути, о чем немедленно информирует оператора. В опытную эксплуатацию вводится система "свой-чужой", позволяющая выявлять на путях посторонних лиц (она автоматически распознает работников линейных предприятий - тех, кто проводит регламентные или ремонтные работы на железнодорожных путях).

Подобной системой на магистрали Санкт-Петербург - Москва полностью оборудован участок Санкт-Петербург - Академическая. В дальнейшем ею будет оснащена вся трасса, начиная от этой станции до Москвы. Строительство уже ведется. Также системой технических средств охраны оснащается магистраль Санкт-Петербург - Бусловская.

Создается центр транспортной безопасности, куда будут стекаться все данные о состоянии железной дороги.

В рамках этого проекта также предполагается реализовать целый ряд инновационных решений.

- А как на ОЖД обстоят дела со строительством новых и обустройством имеющихся железнодорожных переездов?

- ОАО "РЖД" выступает сторонником строительства автомобильных путепроводов через железнодорожные пути на участках с интенсивным движением, это касается как скоростных магистралей, так и грузовых веток. Однако эту проблему должны решать другие ведомства.

Согласно же ст. 11-13 федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", осуществление дорожной деятельности, в том числе строительство автодорожных путепроводов, относится к компетенции органов госвласти или органов местного самоуправления (в зависимости от категории автомобильной дороги). Все пересечения, которые связаны с дорогами федерального значения, строятся за счет федерального бюджета. Пересечения с дорогами местного значения - за счет местного.

На маршруте скоростного движения Санкт-Петербург - Хельсинки следовало бы построить, например, 18 таких путепроводов, на скоростном направлении Санкт-Петербург - Москва - 3, а на линии Мга - Гатчина - Усть-Луга - 12. Но в действительности их запланировано гораздо меньше. Скажем, за счет средств бюджетных ассигнований инвестиционного фонда в рамках комплексного инвестиционного проекта организации скоростного движения на участке Санкт-Петербург - Бусловская намечено построить всего лишь 3 путепровода: на 29 км перегона Левашово - Белоостров, на 66 км перегона Рощино - Каннельярви и на 75 км станции Каннельярви.

Остальные путепроводы в соответствии с законом должны финансироваться за счет программ развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также федеральных программ или частных инвесторов.

- Насколько успешно дороге удается сотрудничать с предприятиями отечественного промышленного комплекса? Чем в этом плане запомнился прошлый год?

- На полигоне Октябрьской дороги внедрены самые различные разработки. Одни из них помогают экономить топливо в локомотивном хозяйстве (например, системы регистрации и анализа параметров работы тепловоза и учета дизельного топлива ООО "ТехноВИС"). Другие способствуют сбережению электроэнергии (станции, платформы, цеха депо, вокзалы оборудуют светодиодным освещением ЗАО "Светлана-Оптоэлектроника"). При модернизации систем автоблокировки используется микропроцессорная система ЭЦ-ЕМ (АБТЦ-ЕМ), разработанная ОАО "Радиоавионика".

В рамках сотрудничества с дорогой ООО "НИИЭФА-ЭНЕРГО" в 2012 году было поставлено электротехническое оборудование более чем на 800 млн рублей. Оно использовалось для оснащения тяговых подстанций, электрообогрева стрелочных переводов. На участке Санкт-Петербург - Москва установлены сухие тяговые трансформаторы.

Партнерство с промышленностью направлено на то, чтобы укрепить железнодорожную инфраструктуру, улучшить качество и надежность перевозок. Это является одной из основных задач Октябрьской магистрали.

- Как персонал вовлекается в решение стоящих перед компанией задач?

- Ключевым фактором успешного развития производственной системы компании является компетентный персонал. В связи с этим большое внимание на дороге уделяется обучению работников принципам бережливого производства на всех уровнях управления. Так, в 2012 году было подготовлено более 20 тыс. человек, а это приблизительно пятая часть тех, кто трудится на полигоне Октябрьской магистрали. Вовлечение персонала в рационализаторскую и изобретательскую деятельность, а также внедрение системы бережливого производства и новой системы мотивации обеспечили экономический эффект, который вырос с 20 млн рублей в 2008 году до 382 млн в 2012-м. Успехи магистрали отмечают не только внутри холдинга, но и на внешнем рынке. В частности, предприятия ОЖД стали лауреатами федерального первенства лидеров производительности на Кубок им. А. К. Гастева.

Проводится серьезная работа по повышению производственной культуры, основанная на таких ценностях, как лидерство, системное управление процессами, ориентированность на результат, концентрация усилий на достижении удовлетворенности потребителя, повышение эффективности деятельности, развитие и вовлеченность персонала, инновации и улучшения, развитие партнерства, корпоративная социальная ответственность. Это базовые принципы любого прогрессивного менеджмента.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер13.03.13Северо-Запад притягивает инвестиции