25-02-13 / 2013
Новости отрасли
В прошлом году группа "Сумма" заключила крупную сделку по покупке акций ОАО "Дальневосточное морское пароходство"

В прошлом году группа "Сумма", возглавляемая Зиявудином Магомедовым, заключила крупную сделку по покупке акций ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (головная компания группы FESCO). В результате холдинг теперь контролирует почти четверть контейнерного оборота в стране и имеет выход на ключевые российские порты.

Напомним, под контролем холдинга сегодня также остаются Владивостокский морской торговый порт, половина компании "Трансгарант", компания "Дальрефтранс" и другие активы.

Несмотря на то, что, по мнению ряда экспертов, группа переплатила за покупку (сумма сделки превысила $900 млн), она полностью соответствует стратегии "Суммы", избранной ее лидером. Как заявил З. Магомедов, он намерен создать "одну из ведущих частных инвестиционных компаний мирового уровня". И итоги работы FESCO за прошлый год подтверждают, что это не просто амбиции, а реальная цель, к которой компания стремительно движется. Так, по итогам 2012-го объем внешних морских перевозок FESCO по сравнению с результатами 2011 года вырос на 14,1%, интермодальных - на 5,5%, железнодорожных перевозок контейнеров - на 5,1%.

По словам З. Магомедова, сегодня государство должно способствовать продвижению частного бизнеса за пределы страны. Сам холдинг в 2012-м активно продолжал экспансию на внешние рынки. Прошлым летом группа "Сумма" отметилась еще одной крупной сделкой - ее дочерняя структура "Союз" выиграла тендер на поставку 60 тыс. т зерна в Египет.

До 2010 года влияние группы "Сумма" на рынке было не столь заметно - наращивать обороты холдинг начал после того, как в 2011-м вместе с компанией "Транснефть" получил мажоритарную долю в порту Новороссийск. Сегодня, по признанию З. Магомедова, выручка группы составляет более $10 млрд. Таким образом, компания уже практически вошла в список мировых лидеров в этом сегменте.

Однако, как полагают некоторые эксперты, холдинг в погоне за желанием контролировать все, что только можно, не всегда адекватно оценивает активы с точки зрения целесообразности их покупки. В качества примера приводится заявка на покупку аэропорта Домодедово (кстати, компания оказалась единственной в списке претендентов), а также намерение вместе с портом Роттердам (где "Сумма" в качестве мажоритарного акционера компании Shtandart TT B.V. участвует в строительстве нефтяного терминала) приобрести портовый актив в Китае.

В прессе были сообщения и о том, что "Сумма" намерена реализовать на Дальнем Востоке ряд проектов общей стоимостью в $1 млрд, в частности построить терминал по перевалке 11 т зерна. Между тем, по мнению экспертов, этот проект слишком рискован, поскольку соседние рынки не закупают больших объемов зерновых. Кроме того, без поддержки со стороны РЖД транспортировка этого груза будет слишком дорогой.

Однако ни заключение сделок, ни анализ перспектив будущих проектов не помешали З. Магомедову принять участие в других мероприятиях. И, судя по всему, его интересует не только транспортный рынок. К примеру, на саммите АТЭС, где в прошлом году З. Магомедов был председателем Делового консультативного совета, стало известно о планах группы "Сумма" превратить Сколково в первый город в России, который будет отвечать принципам устойчивого развития (З. Магомедов является членом совета фонда "Сколково"). Топ-менеджер славится также своей любовью к искусству и входит в попечительский совет Большого театра и ВГИК. В прошлом году "Сумма" заявила о намерении поддержать реконструкцию дома Петра Первого в Голландии, а в начале 2013-го сообщалось, что компания профинансировала ремонт и реставрационные работы в Дагестанском государственном музее изобразительных искусств.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер23.02.13Зиявудин Магомедов: разносторонний олигарх