23-01-13 / 2013
Новости отрасли
В прошлом году доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте транспортной системы России возросла до 85,5%

Это один из самых высоких показателей в мире. Подвести итоги деятельности ОАО "РЖД" в 2012 году, оценить эффективность предпринятых мер технологического характера в условиях множественности собственников подвижного состава и обозначить ключевые направления работы холдинга на 2013 год мы попросили президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина.

Новые подходы

- Владимир Иванович, какие результаты структурной реформы, достигнутые к настоящему времени, Вы считаете наиболее значимыми?

- Прежде всего я отметил бы создание и устойчивое функционирование 85 дочерних обществ ОАО "РЖД". Стоимость совокупных чистых активов ДЗО, долями и акциями которых владеет ОАО "РЖД", составляет сегодня около 0,5 трлн рублей. За последние три года от продажи акций ДЗО компания выручила 237 млрд рублей, в том числе 76 млрд - в 2012-м. При этом реализация полного пакета акций ОАО "Первая грузовая компания" стала крупнейшей приватизационной сделкой в истории современной России (175,5 млрд рублей). По нашему мнению, продажа акций ДЗО создает условия для развития конкуренции в различных сегментах рынка железнодорожных перевозок и привлечения частного капитала в отрасль.

В контексте приватизации активов компании становится очевиден тот факт, что мы продолжаем отстаивать позицию взвешенного, эволюционного развития реформы и модернизации железнодорожного транспорта. Вместе с тем на протяжении года ОАО "РЖД" участвовало в дискуссии с Федеральной антимонопольной службой и рядом представителей транспортного сообщества о создании так называемой коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок.

В последнее время, как известно, высказываются предложения по организации саморегулируемого некоммерческого партнерства участников рынка и образованию биржи перевозочных услуг. Однако в мировой железнодорожной практике (и это подтверждает Международный союз железных дорог) подобного опыта нет. Кроме того, многие эксперты полагают, что реализация этих идей не только не позволит решить существующие проблемы, но и приведет к разбалансированности функционирования железнодорожного транспорта в целом.

Наибольшее беспокойство сегодня вызывают пробелы в нормативном регулировании, а также избыточность парка подвижного состава. Сохраняющийся правовой вакуум в определении статуса оператора подвижного состава, а также его ответственности за обеспечение перевозок грузов, непроизводительное перемещение порожних вагонов и занятие инфраструктуры будет снижать эффективность работы и может привести, в частности, к спекулятивному росту цен на аренду подвижного состава. В этой связи мы выступаем за сбалансированное совершенствование правового поля. Конкретные наработки и предложения ОАО "РЖД" направляет в соответствующие федеральные органы власти.

Большое внимание на протяжении прошлого года было уделено вопросам совершенствования тарифного регулирования железнодорожного транспорта. Так, 1 ноября введены унифицированные тарифы на порожний пробег универсальных полувагонов и платформ, а также специализированных платформ для перевозки лесоматериалов. В то же время остается и ряд нерешенных вопросов. Совместно с причастными министерствами и ведомствами необходимо продолжить работу по формированию долгосрочной тарифной политики, а также введению в тариф на грузовые железнодорожные перевозки инвестиционной составляющей.

- Какую общую оценку грузовой работе ОАО "РЖД" в 2012 году Вы можете дать?

- Несмотря на сохраняющуюся напряженность в российской экономике, ОАО "РЖД" в прошлом году обеспечило увеличение объемных показателей перевозок. Погрузка возросла на 2,4%. Но абсолютный результат сложно считать удовлетворительным, поскольку он соответствует уровню всего лишь 2005 года. При этом основной вклад в рост погрузки традиционно вносит экспорт через российские порты при сохранении серьезного отставания от докризисного уровня внутригосударственных перевозок. В результате по отдельным экспортным направлениям, прежде всего на Дальнем Востоке, сеть работает на пределе пропускной способности, на 30% превышая самые высокие показатели за всю историю российских железных дорог.

Кроме того, ОАО "РЖД" в 2012 году обеспечило чуть меньший вклад в ВВП - 1,74% против 1,81% в 2011-м. Это свидетельствует о снижении транспортной нагрузки на экономику и создании условий для развития других отраслей за счет сдерживания роста железнодорожных тарифов. Вместе с тем это означает и недофинансирование железнодорожной инфраструктуры. Этот факт подтверждается также тем, что с 2003 года, когда было учреждено ОАО "РЖД", цены в промышленности в целом возросли в 3,4 раза, в том числе в топливной промышленности - в 5,5 раз, в черной металлургии - в 3,6 раза, а тарифы на грузовые железнодорожные перевозки - только в 2,8 раза.

В результате транспортная составляющая снижена практически по всем родам грузов: по железной руде - почти на 32%, по сырой нефти - на 34%, по мазуту - на 56%, по коксующемуся углю - на 24%, по зерну - на 17%. Рост зафиксирован только по энергетическому углю - на 0,6%. При этом ОАО "РЖД" остается одним из крупнейших налогоплательщиков в России. В 2012 году в бюджеты всех уровней перечислено более 263 млрд рублей, а в целом по холдингу - 306 млрд.

- В течение последнего года нередко возникали сложности с эксплуатационной обстановкой на сети. Насколько принятые меры позволили улучшить ситуацию?

- Негативное влияние оказывало продолжавшееся увеличение парка грузовых вагонов при недостаточном нормативном регулировании деятельности компаний-операторов. В настоящее время более 1,7 тыс. собственников владеют парком, превышающим 1,150 млн грузовых вагонов. При возрастании грузооборота к докризисному уровню 2007 года на 6% вагонный парк за этот же период увеличился более чем на 20%. Как следствие избытка подвижного состава, на 11% по сравнению с 2007-м снижена производительность грузового вагона, на 21%, или 2,7 суток, увеличено время его оборота, на 12% снижена участковая скорость, зафиксирован рост потребности в локомотивных бригадах.

Все эти факторы создают дополнительную нагрузку на инфраструктуру и снижают эффективность работы всего железнодорожного комплекса. Это, в свою очередь, непосредствено влияет на повышение себестоимости перевозок, что в конечном итоге ощущают потребители услуг. Тем самым снижается конкурентоспособность железнодорожного транспорта, а грузоотправители из-за ухудшения качества обслуживания рассматривают альтернативные варианты доставки грузов, в том числе автотранспортом.

Для разрешения сложившейся в 2012 году ситуации, когда при общем избытке вагонов малый и средний бизнес столкнулся с их острым дефицитом, по инициативе ОАО "РЖД", поддержанной Минтрансом, правительство РФ издало постановление, в соответствии с которым ОАО "РЖД" привлекло в аренду 106 тыс. полувагонов ОАО "Федеральная грузовая компания". Эти вагоны стали работать по принципам универсального парка.

Ситуацию удалось урегулировать. В то же время есть понимание, что использование только привлеченного перевозчиком парка не способно полностью решить проблему. Здесь необходим комплексный подход к совершенствованию перевозочного процесса. С этой целью был разработан проект Единого сетевого технологического процесса.

Уже есть первые результаты использования предложенных подходов. В частности, существенно возросла точность отправления грузовых поездов по расписанию, планомерно увеличивается количество грузовых поездов, курсирующих по жестким ниткам графика. Это одни из магистральных направлений совершенствования технологии перевозок. Что касается парка ВСП, то эту модель правительство РФ решило сохранить до конца 2013 года - до полномасштабного внедрения ЕСТП.

Инструменты эффективности

- Руководство страны поставило задачу максимально использовать транзитный потенциал России в развитии международной торговли на евразийском пространстве. Что предпринимает ОАО "РЖД" в этом направлении?

- Мы планомерно расширяем присутствие на транспортно-логистическом рынке. В частности, приобрели у концерна Peugeot Citroеn 75% акций международной логистической компании GEFCO. Это позволит заместить уходящие от нас доходы в связи с приватизацией эффективно работающих ДЗО. Вместе с тем интеграция GEFCO в РЖД будет способствовать повышению клиентоориентированности холдинга, придаст импульс для реализации транзитного потенциала России, внесет свой вклад в повышение уровня логистики, по которому в мировой табели о рангах мы находимся пока всего лишь на 95-м месте.

Также отмечу, что при поддержке глав государств, входящих в Единое экономическое пространство, ОАО "РЖД" совместно с Казахстанскими и Белорусской железными дорогами ведет работу по созданию Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК). По нашему мнению, это один из наиболее перспективных интеграционных проектов.

Для формирования комплексных высокотехнологичных логистических услуг ОАО "РЖД" переходит на современный формат грузового обустройства - мультимодальные терминально-логистические центры на всей сети российских железных дорог, в первую очередь в крупных транспортных узлах. В апреле 2012 года правлением компании одобрена соответствующая концепция, завершаются проектные работы по первому ТЛЦ "Белый Раст" в Московской области.

Опережающими темпами растут перевозки контейнеров. В 2012 году их объем составил 3 млн TEU, что почти на 11% выше 2011-го. При этом в 1,2 раза (до 7,5 тыс.) увеличилось количество контейнерных поездов.

- Какие важнейшие события произошли в 2012 году в области корпоративного управления холдинга "РЖД"?

- В минувшем году мы

завершили формирование вертикалей управления по всем основным видам деятельности. Последней была создана Центральная дирекция инфраструктуры. Таким образом, впервые за 175-летнюю историю российских железных дорог осуществлен переход от преимущественно территориальной системы управления к матричной структуре, в которой ключевую роль играют общесетевые специализированные дирекции. Их деятельность координируется на центральном и региональном уровнях.

С 1 октября 2012 года железные дороги перешли к функционированию в качестве региональных центров корпоративного управления (РЦКУ). На начальников магистралей возложена ответственность за достижение общекорпоративных результатов и координацию деятельности холдинга в границах соответствующих территорий. Основными задачами на предстоящий период являются выстраивание и укрепление горизонтальных связей между территориальными дирекциями, филиалами и дочерними компаниями ОАО "РЖД", а также оптимизация непрофильных активов.

Не менее важно обеспечить повышение внутренней эффективности, поскольку в складывающейся ситуации возможности существенной государственной финансовой поддержки ограниченны, а потенциал заимствований в ближайшие два года будет практически исчерпан. В связи с этим необходимо разрабатывать и реализовывать мероприятия по оптимизации расходов и наращиванию доходов, осваивать новые инструменты и методы.

Кроме того, мы должны продолжить работу в рамках межрегиональных координационных советов, выстраивать взаимодействие со всеми участниками транспортного рынка, чтобы обеспечить надежность и эффективность перевозочного процесса.

- Какие основные принципы закладываются в основу инновационной политики холдинга "РЖД"?

- Прежде всего, мы ориентируемся на применение прогрессивных технологий с целью достижения экономической эффективности и создания обновленной технологической базы для устойчивой работы компании. ОАО "РЖД" планомерно реализует программу инновационного развития, которая одобрена правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям и принята советом директоров ОАО "РЖД". В прошедшем году на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было направлено более 7 млрд рублей. Это 0,54% от выручки компании, что полностью соответствует мировому опыту.

Один из приоритетов инновационного развития компании - повышение уровня энергетической и экологической эффективности. Подтверждением тому являются данные последних отчетов Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог, в которых признается лидерство ОАО "РЖД" по энергетической эффективности среди ведущих железных дорог мира.

Также за последние годы создано множество инновационных решений в сфере развития интеллектуальных систем управления перевозочным процессом, управления качеством услуг, мониторинга состояния основных средств и производственных процессов. Продолжается внедрение инновационных технологий, направленных на усиление конструкции верхнего строения пути и продления его срока службы. Мы приняли и реализуем пятилетнюю программу по обновлению путевой техники, что позволит кардинально повысить эффективность и производительность выполняемых работ.

В текущем году необходимо активизировать внедрение инновационных разработок в деятельность основных производственных дирекций, переходить от опытной эксплуатации к тиражированию на всю сеть. На 2013 год принят План научно-технического развития ОАО "РЖД". Он охватывает весь производственный блок компании. В нем предполагается не просто применение собственно инновационных технологий, но и разработка принципиально новых научно-технических подходов, затрагивающих практически весь спектр деятельности российских железных дорог. Для реализации новых принципов в ОАО "РЖД" создана корпоративная система управления инновационной деятельностью, обеспечивающая полный цикл внедрения инновационных проектов - от определения стратегических направлений и целевых параметров развития до получения новых продуктов и оценки их результативности.

Инвестиционные приоритеты

- На каком уровне исполнен инвестиционный бюджет ОАО "РЖД" в прошлом году и какие параметры заложены на 2013 год?

- В 2012-м ОАО "РЖД" использовало все возможности и ресурсы для увеличения инвестиционной программы.

В итоге она реализована в объеме свыше 481 млрд рублей, что на 20% превышает уровень 2011 года, хотя в сопоставимых ценах это ниже 2008-го, когда был достигнут максимальный уровень инвестирования. Получить дополнительные средства удалось благодаря реализованным мерам по повышению внутренней эффективности и проведению эффективной заемной политики.

Всего в 2012 году закуплено 532 локомотива и 475 единиц моторвагонного подвижного состава. Введено 96 км станционных путей, 132 км электрификации, 118 км вторых путей. Также продолжалась реализация ранее начатых проектов, направленных на увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети и ликвидацию узких мест.

Активизированы проекты по развитию инфраструктуры Московского железнодорожного узла при поддержке правительства РФ. Завершено строительство нового Кузнецовского тоннеля, финансирование которого осуществлялось с использованием средств Инвестфонда РФ.

Вместе с тем мы имеем колоссальный дефицит средств, результатом которого является катастрофический уровень износа основных фондов и отставание темпов расширения инфраструктуры от объективных потребностей.

С учетом сформированных источников финансирования инвестиционная программа ОАО "РЖД" на 2013 год составит 411,4 млрд рублей. Если говорить о трехлетней инвестпрограмме, то в ней предусмотрены значительные средства на обновление парка тягового подвижного состава. В частности, в 2013 году мы намерены купить около 770 локомотивов. Это практически вся производственная программа отечественного транспортного машиностроения.

В финансовом плане на предстоящий трехлетний период мы поставили перед собой задачу оптимизировать издержки на 24-25 млрд рублей ежегодно. Поэтому приоритетной задачей каждой дирекции, каждого филиала и дочернего общества ОАО "РЖД" должно стать повышение эффективности деятельности на основе роста производительности труда и рационального использования всех ресурсов.

- Поиск источников для финансирования инфраструктурных проектов - одна из наиболее актуальных задач, причем не только для российских железных дорог. Какое внимание уделяется этому вопросу в мире и как намерен его решать холдинг "РЖД"?

- Очевидно, что одна из наиболее негативных сторон кризиса мировой экономики состоит в отсутствии глобальных инициатив, которые могли бы открыть новые горизонты и дать возможность перейти от спада и бюджетного дефицита к совместному планированию развития. При этом значимость инвестиций в инфраструктуру, в том числе железнодорожную, подтверждается ведущими международными экспертами.

Реализация инфраструктурных проектов способствует созданию рабочих мест, оказывает поддержку реальному сектору экономики и в конечном итоге ведет к ускорению темпов экономического роста. В коммюнике лидеров стран группы G20 по итогам саммита в Мексике летом прошлого года было заявлено, что инвестиции в инфраструктуру являются крайне важной предпосылкой для устойчивого экономического роста. При этом отмечена роль государственного финансирования таких проектов.

В январе 2012 года ОАО "РЖД", Внешэкономбанк и 20 ключевых российских промышленных предприятий по результатам совещания под председательством премьер-министра РФ подписали Соглашение о развитии железнодорожной инфраструктуры. Оно регламентирует взаимоотношения между перевозчиком и грузоотправителями по принципу take or pay ("бери или плати"), что позволит ОАО "РЖД" обеспечивать гарантированный возврат собственных инвестиций при условии изначальной окупаемости того или иного проекта. В 2012 году принято и еще одно важное решение - о привлечении средств Пенсионного фонда через долгосрочные (до 30 лет) заимствования в форме инфраструктурных облигаций для финансирования инфраструктурных проектов.

В ноябре 2011 года Организация экономического сотрудничества и развития представила результаты исследования "Потребности в развитии стратегической транспортной инфраструктуры до 2030 года". По этим оценкам, мировая транспортная инфраструктура нуждается в $11,3 трлн инвестиций, в том числе железнодорожная - в 44% от этой суммы (порядка $5 трлн). Это говорит о том, что железнодорожный транспорт признается приоритетным направлением развития транспортной инфраструктуры во всем мире.

Задача по модернизации и развитию инфраструктурных объектов остается для ОАО "РЖД" ключевой задачей как на 2013 год, так и на более поздний период. Компания будет продолжать использовать все финансовые механизмы для привлечения инвестиций. Однако только собственных возможностей холдинга для решения копившихся десятилетиями проблем недостаточно. И уж тем более за счет внутренних источников невозможно реализовывать инфраструктурные проекты масштаба БАМа или по развитию инфраструктуры в преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 году.

По заказу ОАО "РЖД" группа научных организаций на основе прогрессивного модельного комплекса с использованием межотраслевого баланса работала над оценкой последствий недофинансирования железнодорожной инфраструктуры. По ее выводам, из-за ограничения роста железнодорожных перевозок за период до 2020 года совокупные потери ВВП могут составить от 5,5 до 6,4 трлн рублей, а потери бюджетной системы - от 1,3 до 1,5 трлн. При этом, по мнению ученых, финансовые вложения государства в транспортную инфраструктуру являются одним из ключевых инструментов развития экономики и важной частью антикризисной государственной политики. Этот инструмент активно используется в таких странах, как Франция, Германия, Австрия, Англия, Китай.

С учетом динамики макроэкономических показателей как в мире, так и в России приходится констатировать, что 2013 год ожидается нелегким. Мы видим риск замедления темпов роста экономики. Ее развитие в наступившем году пойдет скорее по консервативному (а, возможно, и негативному) сценарию, чем по базовому, или, по терминологии Министерства экономического развития, умеренно оптимистичному сценарию. Это диктует необходимость всему управленческому персоналу компании выстраивать работу более четко, в том числе с использованием антикризисных мер во всех видах деятельности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер22.01.13Рынок железнодорожных услуг: по эволюционному пути