25-01-12 / 2012
Новости отрасли
В программе развития угольной отрасли теперь связаны интересы промышленников и транспортников

Премьер-министр Владимир Путин в Кемерове подписал долгосрочную программу развития угольной промышленности до 2030 года, предусматривающую увеличение добычи на 100 млн тонн. В ней определены механизмы модернизации и развития транспортной инфраструктуры, которые будут реализовывать и железнодорожники, и бизнесмены, и чиновники.

"Реализация программы позволит к 2030 году увеличить добычу угля в 1,4 раза, до 430 млн тонн, - заявил в ходе совещания премьер Владимир Путин. - Однако для решения проблем с вывозом необходима коренная модернизация существующих железнодорожных линий". При этом премьер отметил, что для этого потребуется корректировать Транспортную стратегию до 2030 года.

В 2011 году компании добыли 335 млн тонн угля, и транспортная инфраструктура сейчас работает на пределе. Зарубежные рынки (в первую очередь азиатские) росли очень быстро, и на транспорте сказались неточности планирования. Так, при разработке "Стратегии-2030" РЖД в 2007 году исходили из предельной цифры добычи в Кузбассе на уровне 190 млн тонн. А уже сейчас лицензии выданы на 220 млн тонн. При этом в Кузбассе еще возможно обеспечить ежесуточную погрузку более 8 тыс. вагонов в сутки (сейчас грузится около 6 тыс.), но "лишние" поезда все равно встанут на подходах к портам, которые очень слабо оснащены современной разгрузочной техникой. Премьер предложил ряд мер, чтобы решить транспортную проблему. По его словам, в ликвидации слабых мест инфраструктуры должны участвовать все: государство, ОАО "РЖД", грузовладельцы:, железнодорожные операторы. Чтобы обеспечить координацию большого количества заинтересованных компаний, премьер предложил им создать саморегулируемую организацию, аналогичную "Совету рынка" в электроэнергетике. "Совет рынка", в частности, занимается организацией оптовой торговли мощностями в электроэнергетике, туда входят все поставщики, и поэтому там эффективно действуют механизмы гарантий поставок.

И вчера на встрече в Кемерове был сделан первый шаг в направлении, подсказанном премьером: РЖД, Внешэкономбанк и крупнейшие грузоотправители подписали соглашение о развитии железнодорожной инфраструктуры для обеспечения нужд промышленности.

Суть его в следующем: грузовладельцы разрабатывают долгосрочные планы по объемам и направлениям вывоза угля, а РЖД под гарантии обязательной оплаты этих перевозок привлекают доступное финансирование, в том числе и заемное, и гарантируют вывоз продукции. Если проект развития инфраструктуры для какого-то направления оказывается неокупаемым, то участники обращаются в органы власти, инициируют формирование комплексных инвестиционных проектов по развитию территории, включая железные дороги. К разработкам подключаются профильные министерства и Внешэкономбанк, который оказывает государственную финансовую поддержку.

В своем выступлении президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин подчеркнул, что железнодорожники уже давно и успешно взаимодействовали с угольщиками. "Те вопросы, которые сегодня рассматриваются, являются продолжением первого Госсовета, посвященного этой теме в Между-реченске в 2003 году, - напомнил Владимир Якунин. - Наши планы строились на основе так называемого межсетевого баланса. Мы вынуждены были выяснять у энергетиков, каким образом будет развиваться энергетика, вынуждены были сотрудничать с владельцами разрезов, выяснять, какие будут объемы добычи, и под это закладывать соответствующие программы развития стратегии. Мне кажется, что это, наверное, один из немногих примеров использования этого зарекомендовавшего себя способа координации взаимодействия и частного капитала, и государства".

Ранее РЖД публиковали расчеты, согласно которым компании необходимо до 2015 года дополнительно к инвестпрограмме порядка 400 млрд руб. для вывоза всей произведенной продукции, а до 2020 года сумма инвестиций по трем направлениям - Кузбасс - Северо-Запад, Кузбасс - Юг и Кузбасс - Дальний Восток - оценивается в 800 млрд руб. Как говорят в компании, особенно важно, что на правительственном уровне фиксируются обязательства бюджета по развитию инфраструктуры, в том числе через выпуск инфраструктурных облигаций, использование механизмов пенсионных фондов, а также прямых бюджетных инвестиций.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.01.12Механизм для роста