30-07-13 / 2013
Новости отрасли
В проекты модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей планируется привлечь средства из внебюджетных источников

Однако, по мнению экспертного сообщества, такие инвестиции на сегодняшний день сопряжены со значительной долей риска.

Общий объем финансирования модернизации железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне ОАО «РЖД» определен в 562 млрд руб. Из них 300 млрд будут выделены в рамках инвестиционной программы компании. Остальные 260 млрд руб. РЖД получат в виде прямых бюджетных инвестиций (110 млрд руб.) и из Фонда национального благосостояния (150 млрд руб. возвратных средств).

«Амбициозные планы обновления Транссиба и БАМа потребуют не только значительных государственных инвестиций, но и притока частного капитала», – отметил глава государства Владимир Путин на недавнем совещании, посвященном этой теме. При этом соответствующие юридические механизмы и соглашения только предстоит проработать. Сегодня заинтересованность потенциальных участников данных проектов ограничена как несовершенством законодательной базы, так и отсутствием правоприменительной практики. Напомним, что одна из правительственных инициатив – заключение концессионных соглашений на отдельные участки железнодорожной инфраструктуры, в том числе БАМа и Транссиба, – с осени прошлого года так и не нашла своего продолжения.

Сегодня на привлекательность Транссибирского маршрута в значительной степени влияет большое число участников транспортно-логистической цепочки. Как отмечает генеральный директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта» Федор Пехтерев, зачастую они действуют с разнонаправленными коммерческими интересами. Наряду с этим, по его словам, наблюдается и определенное нежелание операторских компаний использовать свой подвижной состав для транзитных грузов из-за их низкой доходности. Основными причинами этого являются отсутствие обратной загрузки и дисбаланс грузопотоков. В целом же, по мнению руководителя проектной группы в практике стратегического и бизнес-консультирования ЗАО «Агентство Прямых Инвестиций» Константина Кострикина, существенное влияние на потенциальных инвесторов таких крупных проектов будут оказывать две группы рисков. Это риски неэффективного расходования средств и невозврата вложенных инвестиций. «Первая группа присуща любым инфраструктурным проектам и определяется уровнем контроля со стороны государства, а также правоприменительной и судебной практикой. Эти факторы находятся вне ведения ОАО «РЖД» и инвесторов, управлять ими невозможно, а можно только учитывать как данность при принятии инвестиционных решений. Кроме того, доходность РЖД ограничена индексацией тарифов. В таких условиях компания не может предложить инвесторам высокую доходность на инвестиции, а других стимулов нет», – подчеркивает эксперт. По его мнению, частных инвесторов, заинтересованных в развитии железнодорожного транспорта, могли бы привлечь нематериальные блага в виде преимуществ в очередности при приеме грузов к перевозке или вообще, условные фьючерсы на нитки графика движения. Однако для реализации таких инициатив необходима глубокая переработка законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность железнодорожного транспорта, основанных на фундаментальных исследованиях роли железнодорожного транспорта в современной экономике. «В нынешних условиях для привлечения частных инвесторов на железнодорожном транспорте нет адекватных и работоспособных механизмов», – заключает он.

Более того, по словам аналитика ИК «Регион» Аллы Юровой, в России на сегодняшний день фактически отсутствует и класс частных инвесторов, готовых финансировать подобные проекты. «Поэтому схемы ГЧП в их классическом понимании, на мой взгляд, задействовать не удастся: соинвесторами могут выступить только квазигосударственные структуры, такие, например, как ВЭБ, посредством покупки инфраструктурных облигаций РЖД на средства пенсионных накоплений», – отмечает она. При этом основные риски инвестирования в инфраструктурные проекты модернизации Транссиба и БАМа связаны со значительным сроком их реализации и окупаемости. По некоторым оценкам, проект модернизации Транссиба окупится не ранее чем через 55 лет. «Понятно, что на таком горизонте планирования неопределенность существенно выше, что выражается в усугублении макроэкономических и процентных рисков. При этом стоимость проекта может существенно увеличиться на определенных этапах реализации, что создает дополнительное давление на инвесторов», – считает аналитик ИК «Регион».

В то же время на расширении внебюджетных источников может положительно сказаться эффект межотраслевой синергии. Так, по словам заместителя министра транспорта РФ Олега Белозерова, усиление Транссиба и БАМа даст мощный стимул притоку инвестиций в смежные отрасли. Например, только на развитие портовой инфраструктуры за счет внебюджетных источников до 2020 года будет направлено около 100 млрд руб.

Напомним, в Дальневосточном бассейне действует 28 из 64 российских морских портов. Более 70% грузооборота выполняют четыре основных порта, расположенных в Хабаровском и (Приморском краях. Они входят в десятку самых крупных портов страны и являются главными элементами железнодорожно-морских транспортных узлов.

Не все проекты по развитию инфраструктуры, как известно, окупаемы. В ОАО «РЖД» не раз заявляли о готовности компании финансировать из собственных средств те из них, что окупятся в течение 10–20 лет. Финансирование более «долгоиграющих» проектов – прерогатива государства. Развитие инфраструктуры железнодорожных перевозок является колоссальным стимулом к развитию экономики в целом, увеличению занятости населения и т. д. Именно поэтому основной упор на государственное финансирование развития железнодорожной инфраструктуры крупнейших магистралей страны представляется наиболее выверенным решением.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.07.13Выверенное решение