02-10-13 / 2013
Новости отрасли
В правительстве рассматривается вопрос о сохранении ж/д тарифов в 2014-м на уровне 2013г. Считаете ли Вы данную меру оправданной?

Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД":

- Вопрос даже не в том, какой именно объем средств недополучит ОАО "РЖД". Возникают опасения, что отказ от согласованных ранее решений по модернизации инфраструктуры и формированию новых механизмов привлечения финансовых ресурсов, который неизбежно повлечет реализация данной меры, будет иметь крайне негативные последствия для инвестиционного рейтинга компании и условий осуществляемых ОАО "РЖД" заимствований. При этом нет четкой уверенности, что столь серьезный шаг придаст импульс, необходимый для оживления экономики страны.

Александр Масс, генеральный директор ЗАО "Трансгазиндастри":

- Поддержка экономики через заморозку транспортных тарифов неэффективна, поскольку не разрешает, а лишь консервирует обострившиеся противоречия. Динамика на основных товарных рынках крайне разнородна: если мировые котировки на продукцию черной металлургии далеки от своих исторических максимумов, то, например, конъюнктура для минеральных удобрений, железной и марганцевой руды, а также зерна весьма благоприятна. В итоге возникает вопрос: стоит ли дотировать за счет реализации инвестиционных программ тех участников рынка, которые и так не испытывают ощутимых сложностей? На деле получится, что те же производители минеральных удобрений, перевозки которых по сети РЖД превышают уровень прошлого года, получат больше преференций, чем металлурги, которые в условиях ослабления спроса объективно погрузят меньше.

Александр Исаев, генеральный директор ООО "Регион Транспорт Групп":

- Отказ от индексации тарифов ОАО "РЖД" не изменит систему ценообразования, применяемую операторами, и вряд ли окажет серьезное влияние на общий уровень транспортных расходов грузовладельцев. Базу для формирования цены предоставления подвижного состава формирует Прейскурант № 10-01, мы определяем цену как скидку с его уровня, реже - как наценку к этой величине. Так что маржа оператора, скорее всего, останется неизменной. За счет недопущения роста базовых ставок конечная нагрузка для грузовладельцев на какое-то время даже снизится, но вероятность того, что и операторы вслед за правительством заморозят свои ставки, крайне низка. Кроме того, многие грузовладельцы в договоре с экспедитором применяют фиксированные ставки, на которые Прейскурант № 10-01 никак не влияет. Но на практике постоянно происходит согласование размера ставок в зависимости от конкретной ситуации как на рынке перевозок, так и в экономике страны в целом.

Алексей Алексеев, директор по логистике "Стора Энсо. Лесной сектор России":

- На наш взгляд, замораживание тарифов в 2014 году является одним из факторов снижения инфляционного давления. При этом тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом могут стать более конкурентоспособными. Для реализации своих инвестпрограмм РЖД вынуждено будет оптимизировать существующие затраты, сокращать постоянные издержки, повышать эффективность управления, развивать качество предоставляемых услуг, обеспечивать рост доходов за счет увеличения объемов перевозок. Такое финансирование, так же как и инвестиции в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта, пользователю проще оценить в условиях стабильных цен. Предсказуемая тарифная политика является одним из факторов повышения лояльности клиентов ОАО "РЖД".

Фарид Хусаинов, заместитель председателя НП операторов железнодорожного подвижного состава, к. э. н., доцент РОАТ МИИТ:

- В последнее время - начиная с середины 2012-го и вплоть до середины текущего года - мы наблюдали снижение ставок операторов подвижного состава. В частности, по полувагонам оно было почти двукратным. В условиях, когда рыночная, нерегулируемая часть тарифа снижалась, а регулируемая даже чуть-чуть росла, такая заморозка будет означать лишь возвращение динамики инфраструктурной составляющей тарифа к общему тренду, характерному для рынка в целом.

Вместе с тем если говорить о проблеме более системно, то ограничения в сфере ценообразования со стороны регуляторов в долгосрочной перспективе могут повлечь за собой ряд негативных последствий, поскольку именно гибкость тарифной политики может быть залогом эффективности. Например, если экспортная цена на тот или иной груз резко вырастет (или упадет), то у РЖД есть возможность оперативно менять уровень своих тарифов соответственно рыночной конъюнктуре в рамках заданного ценового коридора (от -12,8% до +13,4%) самостоятельно, не спрашивая мнения регуляторов, а лишь информируя их.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер01.10.13Вопрос номера