08-10-12 / 2012
Новости отрасли
В правительстве полагают рациональным с 2014 года устанавливать тарифы на услуги ж/д транспорта на долгосрочный период

Сделать это предполагается в увязке с показателями эффективности, надежности и качества предоставляемых клиентам услуг. Считаете ли Вы данную меру целесообразной?

Аркадий Дворкович, вице-премьер РФ:

- В России необходимо перейти к системе долгосрочного тарифного регулирования, при которой параметры индексации регулируются государством минимум на 5 лет. С 2013 года это вряд ли получится.

В частности, к этому могут быть не готовы в ФСТ, а в Минэкономразвития пока разрабатывают трехлетние прогнозы социально-экономического развития. Но с 2014 года перейти к пятилетним тарифам возможно.

Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД":

- Государству необходимо перейти к утверждению железнодорожных тарифов на 3-5 лет вперед, что позволит прогнозировать доходы ОАО "РЖД" и заключать долгосрочные контракты.

Иван Качура, первый вице-президент ООО "МТК "ЮниТранс":

- Четко прописанные правила индексации тарифа на более длительный период времени (5 лет вместо 1 года, как это сейчас принято), конечно, положительно скажутся на организации перевозочного процесса. Это позволит точнее планировать транспортную составляющую стоимости груза, эффективнее управлять цепочками поставок. В свою очередь, такое решение, несомненно, окажет влияние на качество услуг, предоставляемых грузовладельцам на сети российских железных дорог. В частности, в настоящее время от просрочки в доставке груза в наибольшей степени страдают именно клиенты: простой подвижного состава в пути следования всего на одни сутки увеличивает стоимость перевозки на 5-10%, а сейчас нередко получается так, что около 16% вагонов прибывают к получателям с задержками. В конечном итоге расплачиваться за это в большинстве случаев приходится именно грузовладельцам. Долгосрочное планирование позволит эффективнее распределять средства, чтобы своевременно снимать инфраструктурные ограничения на пути перемещения грузов.

Владимир Хорошилов, заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса компании Brunswick Rail:

- Мы считаем данную меру логичной и целесообразной. Она позволит избежать всем известных ситуаций, при которых перевозчик и грузоотправитель остаются в неведении относительно тарифной политики. Применение долгосрочного железнодорожного транспортного тарифа на рынке перевозок позволит снизить степень неопределенности. И одновременно повысит уровень инвестиционной привлекательности ОАО "РЖД".

Семен Резер, президент НП "Гильдия экспедиторов":

- Я полагаю, что такое решение целесообразно: долгосрочный тариф позволит нашим железнодорожным предприятиям и, главное, грузовладельцам лучше планировать свою работу, что крайне необходимо для тех, кто стремится постоянно развивать свой бизнес и увеличивать объемы перевозок. Другое дело, что сделать такой тариф непросто. Для этого должны быть подготовлены соответствующие условия в экономике страны, в корпоративной стратегии ОАО "РЖД" и связанных с перевозками по железной дороге предприятий. Поэтому до 2014 года надо успеть подготовиться - создать инструменты анализа и прогнозирования.

В целом мнение Гильдии экспедиторов таково: долгосрочные тарифы полезны. Но не совсем верно видеть в них способ привлечения дополнительных инвестиций для строительства новых путей, развития инфраструктуры железной дороги. Содержание железных дорог - дорогое удовольствие. И поступлений от тарифов в любом случае явно недостаточно. Здесь нужно использовать значительные средства, которые можно привлечь из других источников.

Яна Давид, заместитель генерального директора ЗАО "Сибур-Транс":

- В данный момент мне сложно дать однозначную оценку этому предложению, поскольку не до конца ясна схема его реализации. Кто и как будет рассчитывать эффективность работы ОАО "РЖД"? Каким образом будет осуществляться пересмотр стоимости услуг, если показатели (эффективность, качество и т. д.) окажутся ниже ожидаемого уровня? Ответов на эти и ряд других вопросов пока нет. Что касается повышения качества долгосрочного планирования при распределении товарно-сырьевых потоков, то на первый взгляд подобная инновация выглядит привлекательной. Насколько она окажется полезной, покажет время.

Александр Метелкин, начальник управления маркетинга ООО "Фирма "Трансгарант":

- Мы поддерживаем инициативу установления железнодорожных тарифов на долгосрочный период, так как это позволит всем участникам перевозок (и грузовладельцам, и операторам) обеспечивать качественное планирование на длительный срок. Железнодорожные операторы давно призывают своих клиентов заключать долгосрочные контракты на перевозку, где прописана формула ценообразования на несколько лет вперед. Такое сотрудничество позволяет сторонам стабилизировать партнерство и, что очень важно, лучше прогнозировать нагрузку на сеть.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер05.10.12Вопрос номера