06-10-17 / 2017
Новости отрасли
В последние несколько лет ставки суточной аренды вагонов не покрывались инвестициями

Поскольку нормативный срок эксплуатации вагона большой, как и срок инвестиций в эти вагоны, соответственно есть проблемы, которые волнуют многих участников рынка. При этом инвесторов не столько интересует то, что будет происходить на транспортном рынке через полгода, сколько то, что случится через 10-15 лет, потому что инвестиции осуществляются на достаточно долгий период. Мы видим, что за последние несколько лет ставки суточной аренды вагонов, которые были на рынке, по сути, не покрывались инвестициями. И с одной стороны, это вполне устраивает грузоотправителей. Это же рынок, конкуренция - говорили мы. Но есть одна проблема.

Когда перестанут покупать новые вагоны, возникнет другая ситуация – мы окажемся в условиях дефицита вагонов. А что, как правило, происходит в момент дефицита вагонного парка? Нездоровый ажиотаж. Сначала этот ажиотаж наблюдается в ставках, после чего пытается перекинуться на стоимость вагонов. Самое удивительное, что такую цикличность мы уже видим в третий раз. И каждый раз все говорят, что такого больше не повторится, но подобное повторение циклов, скорее всего, было, есть и будет. И мы теперь исследуем не столько вопрос, будет ли эта цикличность или нет, а каков будет ее глубина и длительность. Подобную ситуацию мы видели в 2008-2009 г., потом мы видели более глубокое заныривание в 2015- 2016 гг. Теперь же ситуация сильно отличается от предыдущего периода, поскольку убавились ряды вагоностроителей и количество денег. Если бы вагоностроителей было бы больше, и они себя чувствовали здоровее, в этом году мы бы снова уже поставили рекорд по количеству построенных вагонов. Это очень нездоровая ситуация.

Один из очень важных вопросов, который должен обсуждаться - как соблюсти баланс интересов между операторами и грузоотправителями. Потому что победа одной из сторон, всегда в средней долгосрочной перспективе оборачивается поражением. И, самое интересное, что в какой-то момент обе стороны попытались в качестве виноватых найти банки и лизинговые компании. Такое регулирование должно достигаться в виде компромисса, который заключается в удлинении договоров и фиксации обязательств с обеих сторон.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру06.10.2017