12-03-13 / 2013
Новости отрасли
В последние месяцы в отрасли резко началось сокращение ставок на аренду полувагонов - со средних 1800 рублей в сутки до 700

Сегодня некоторые компании называют цену уже в 300 рублей. Конечно, в связи с этим понятен оптимизм грузовладельцев - снижение ставок фактически означает и снижение цены на грузоперевозку. Но для операторов и лизинговых компаний эта тенденция может означать только одно: не все они смогут выжить в новых условиях.

Кроме того, выжившие операторы явно не преминут воспользоваться возможностью покрыть свои нынешние убытки за счет более высоких ставок в будущем.

Напомним, ситуация начала обостряться еще летом прошлого года и к концу 2012-го цены снизились до 900 рублей практически по всем видам подвижного состава. Лизинговый платеж сегодня составляет около 1300 рублей, то есть операторы фактически работают себе в убыток. К такой ситуации на рынке привел профицит парка. В прошлом году на сети появилось около 115 тыс. новых вагонов, их общее число превысило 1,1 млн единиц, что значительно больше потребности в погрузочных ресурсах. Благодаря ряду мер, к примеру унификации ставок на порожний пробег, принятию приказа № 258 и прочих, часть парка высвободилась из-под неэффективных перевозок.

Несмотря на то, что ситуация на рынке пока крайне выгодна грузовладельцам, в будущем она может обернуться против них, когда ставки вновь резко пойдут вверх. Вообще процесс ценообразования в отрасли напоминает маятник: от максимума в начале 2012 года стоимость аренды полувагона качнулась в сторону минимума в феврале 2013-го, и теперь логично предположить, что с оживлением экономики (а оно, не исключено, не за горами) двинется в обратном направлении. А уж какой точки маятник достигнет, можно только догадываться.

Очевидно, что в интересах обеих сторон создание таких условий, при которых будет обеспечена некая прозрачность и предсказуемость. Идеальна ситуация, при которой ставки устраивали бы всех и при этом не менялись бы столь резко и быстро, как в настоящее время. Стабильность - ключевое условие для реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса. Отметим, что понимание этого присутствует и в среде самих грузовладельцев. В этом году журнал "РЖД-Партнер" выпускает ежемесячный индекс "Качество перевозок - 2013", обобщающий оценки, которые представители промышленных предприятий дают компаниям-операторам. В полученных интервью мы увидели несколько высказываний грузовладельцев, которые опасаются того, чтобы маятник не ударил в будущем слишком больно. Некоторые даже уверяют, что не "прессуют" своих транспортных партнеров в сторону понижения ставок, потому что заинтересованы в стабильном качестве их услуг, а не в том, чтобы выиграть лишнюю копейку сейчас и потерять рубль в более долгосрочной перспективе.

Что необходимо для создания понятной и устойчивой системы? Во-первых, обеспечить эффективное технологическое взаимодействие между всеми участниками перевозок. Для этого РЖД разработало и начало внедрение Единого сетевого технологического процесса, который регламентирует обязанности всех участников грузоперевозки. Во-вторых, нужна разумная цена на вагон. Напомним, что в 2010-м полувагон стоил около 1,3 млн рублей, осенью 2011-го его цена достигла 2,5 млн, в 2012-м снижение произошло на 7%. В прошлом году из-за профицита цены на новый подвижной состав начали падать, что позволило крупным операторам заменить часть своего парка, взятого в лизинг, новыми вагонами, приобретенными путем прямой покупки.

Надеемся, что серьезного обвала на рынке в ближайшие несколько месяцев ждать не приходится, но ряд игроков все же будут вынуждены покинуть отрасль. Некоторые представители крупных компаний видят в таком уходе положительный момент - на рынке в результате останется несколько крупных игроков. Но не хотелось бы, чтобы уход стал массовым. Всем нужна система, при которой цена на вагон не будет подвержена резким колебаниям, а станет относительно устойчивой. И такую систему надо создавать общими усилиями, иначе операторы рано или поздно компенсируют свои нынешние убытки более высокими ставками в будущем. Сегодня, когда операторы в погоне за клиентами начали активно демпинговать, в качестве стабилизатора может выступить как раз ОАО "РЖД", так как в текущем году именно на парк ВСП будут ориентироваться участники рынка.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер13.03.13В поисках ориентира