Для нормализации перевозочного процесса в этом году ОАО "РЖД" был принят комплекс мер, направленных на восполнение численности локомотивных бригад. Были применены инструменты материальной мотивации.
ПЕРЕСМОТРЕЛИ ПОКАЗАТЕЛИ
С 1 ноября часовые тарифные ставки для Дирекции тяги (ЦТ) и Петропавловского отделения Южно-Уральской дороги были повышены на 20%. В Дирекции скоростного сообщения (ДОСС) и Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава (ЦДМВ) – на 15%.
"Отмечу, что на 20% выросла именно тарифная ставка, то есть база, на которую начисляются все выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также различные премиальные выплаты, – рассказал "Гудку" заместитель начальника Дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам Алексей Затопляев. – В частности, корпоративной системой оплаты труда компании предусмотрено достаточно много надбавок и доплат: за класс квалификации и профессиональное мастерство, высокий уровень квалификации; классные звания; доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, увеличение объема работ. С увеличением тарифа эти надбавки будут накручиваться на повышенный размер тарифа".
В ЦТ (во всех региональных дирекциях, кроме Калининградской) и ЦДМВ также действуют зональные надбавки, которые позволяют регулировать уровень конкурентоспособности заработной платы работников на региональных уровнях. "Критериями для установления надбавки являются: текучесть кадров выше критического значения, укомплектованность персонала ниже 97% к штатному расписанию, отставание заработной платы от средней заработной платы на рынке труда субъекта РФ", – пояснил Алексей Затопляев. По его словам, в октябре установлены дополнительные зональные надбавки в 37 депо, где ситуация с укомплектованностью локомотивных бригад стоит наиболее остро. Эти меры коснулись более 30 тыс. работников.
"В этом году в целях повышения конкурентоспособности заработной платы на региональных рынках труда установлены дополнительные зональные надбавки 7,8 тыс. работников локомотивных бригад (86% от общей численности)", – сообщила заместитель начальника ЦДМВ по кадрам и социальным вопросам Марина Гудова.
Кроме того, с этого года в ЦТ и ЦДМВ производятся выплаты за компенсацию времени переотдыха в пунктах оборота. А для машинистов и их помощников ЦДМВ с июля актуализированы критерии установления доплаты за работу на удлиненных участках обслуживания.
Для бригад ЦТ в январе изменено Положение о дополнительном премировании за работу с книгой замечаний машиниста. Пересмотрен как сам перечень, так и стоимость выявленных нарушений.
В ЦДМВ внедрена система поощрения за работу с "Паспортом доверия", который выдается лучшим трудовым коллективам дирекции, обеспечивающим соблюдение обязательных требований в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, трудовой и технологической дисциплины.
"После пересмотра показателей в среднем размер премии одного работника увеличился на 2,8 тыс. руб.", – рассказал Алексей Затопляев.
ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ
По его словам, для скорейшего укомплектования штата работников локомотивных бригад был реализован проект по возвращению машинистов и помощников, ранее уволившихся с предприятий ЦТ. С 1 ноября при приеме таких сотрудников в первые три дня после трудоустройства выплачиваются подъемные в размере 150 тыс. руб. (20 тыс. от ОАО "РЖД", 130 тыс. от ЦТ). Также принято решение об увеличении размера компенсации найма жилья для работников локомотивных бригад ЦТ – с 70 до 100% в случае, если стоимость этой аренды будет в пределах цены, установленной региональными жилищными комиссиями, действующими на каждой железной дороге. Эта мера касается как действующих, так и новых работников.
ПРИВЕДИ ДРУГА
В сентябре в ЦТ была обновлена реферальная программа рекомендаций к трудоустройству "Приведи друга", которая предполагает выплату вознаграждения сотруднику депо в случае, если он порекомендует человеку, имеющему свидетельство помощника машиниста или право управления локомотивом, работу на предприятиях дирекции. Аналогичный бонус получит и тот, кто порекомендует знакомому обучение по профессии (с выплатой стипендии и гарантированным трудоустройством). Вознаграждение за рекомендацию трудоустройства составляет 30 тыс. руб., обучения – 15 тыс. руб. Выплаты теперь производятся в три этапа: через месяц после "приглашения" или после трудоустройства нового человека после его двухмесячного обучения на помощника машиниста, промежуточная выплата через 2-3 месяца после начала работы рекомендованного работника, через полгода после начала его работы.
"И еще один важный момент. Вознаграждение может получить курсант, обучающийся на курсах подготовки помощников машиниста, если привлечет к обучению новых людей", – рассказал Алексей Затопляев. С сентября по программе в ЦТ принято 296 подготовленных помощников машиниста, 458 курсантов проходят обучение по профессии.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ
Для роста привлекательности обучения сокращены сроки подготовки по профессии "помощник машиниста", также увеличен размер стипендии обучающимся.
К примеру, с ноября для привлечения желающих приобрести профессию помощника машиниста локомотива из числа людей, ищущих работу, срок подготовки сократился с 4,5 месяца до двух. "Сразу скажу, что сокращение программы обучения не влияет на его качество и обусловлено развитием технологий в локомотивном хозяйстве", – отмечает Алексей Затопляев.
С 1 ноября в среднем на 25% увеличен размер стипендии для обучающихся на помощника машиниста ЦТ, а с нового года – увеличение будет еще на 16%.
По словам Марины Гудовой, рассматривается предложение по сокращению сроков обучения по программе подготовки на профессию "машинист электропоезда". В процессе согласования находится вопрос внесения изменений в нормативные документы в части допуска машинистов к испытаниям на присвоение 3-го класса квалификации без прохождения обучения в образовательной организации.
С целью снижения кадрового дефицита в этом году привлечено 130 студентов студотрядов для работы в должности помощника машиниста ЦДМВ. В 2025 году запланировано привлечь более 200 студентов для работы в должности помощника машиниста электропоезда. Проводится работа с шестью круглогодичными отрядами. В этом году по индивидуальному графику в должности помощника машиниста электропоезда работают более 70 студентов таких отрядов.
АКТУАЛЬНАЯ НОРМАТИВНАЯ БАЗА
По словам Алексея Затопляева, в этом году были пересмотрены и актуализированы нормативные документы, определяющие порядок работы локомотивных бригад. В частности, отменено собеседование при закреплении на обкатку, прохождение психологической совместимости при временном закреплении. Кроме того, сокращено время и количество периодических и внеплановых проверок уровня знаний локомотивных бригад.
"Все эти меры позволили нам за прошедшие два месяца увеличить наш коллектив больше чем на 2 тыс. человек", – резюмировал Алексей Затопляев.
Условия труда работников локомотивных бригад продолжат улучшать. 29 ноября генеральным директором – председателем правления ОАО "РЖД" Олегом Белозеровым утверждена программа по обеспечению перевозочного процесса локомотивными бригадами, мероприятия которой рассчитаны на период до 2027 года. "Одним из важнейших пунктов этой программы является организация отдыха работников локомотивных бригад в пунктах оборота. В частности, доведение оснащенности и оборудования домов отдыха до уровня трехзвездочного отеля", – рассказали в ЦТ.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
23.12.2024 |