25-12-18 / 2018
Новости отрасли
В поиске новых идей

Уходящий год войдет в историю Западно-Сибирской магистрали. Максимальные значения достигнуты по многим производственным показателям. Об увеличении погрузки, пассажиропотока,внедрении цифровых технологий и инновационной среды "Гудку" рассказал начальник ЗСЖД Александр Грицай.

Здоровый консерватизм не противоречит инновационности. – Александр Валерьевич, можем ли мы с уверенностью говорить, что 2018 год станет историческим для дороги и рекорд погрузки 1988 года – 311,5 млн тонн – будет превзойден?

– Западно-Сибирская магистраль по итогам года выйдет на самый большой объем погрузки в своей истории – порядка 314 млн тонн с ростом к прошлому году на 7 млн тонн, или на 2,3%. По основной номенклатуре – каменному углю – мы также установим исторический максимум: 244 млн тонн, с плюсом 3,4%. Ежесуточная погрузка угля в уходящем году превысила 9 тыс. 500 вагонов – еще один показатель, которого ранее дорога не достигала.

Наивысших показателей добились и отдельные станции, такие как Ерунаково, погрузившая 11 апреля 2 тыс. 407 вагонов, Терентьевская, завершившая сутки 1 сентября с погрузкой 1 тыс. 363 вагона, и Междуреченск – 1 тыс. 111 вагонов за 17 марта.

Намеренно не употребляю слово "рекорд", ведь у нас тут не соревнование, и рекорд важен не сам по себе. Обеспечение 100-процентной погрузки и вывоза предъявляемых грузов – неотъемлемое условие выполнения стратегических задач, стоящих сегодня перед нашей дорогой и компанией. Хотел бы также подчеркнуть, что достигнутый результат – это заслуга не только коллектива нашей магистрали, но и других железных дорог, хозяйств, центрального аппарата.

– Кузбасский уголь – основной, но отнюдь не единственный груз дороги. Насколько интенсивно удается привлекать высокодоходные номенклатуры?

– Объем погрузки грузов второго и третьего классов, по предварительным данным, достигнет в этом году отметки в 41,1 млн тонн. Рост этого показателя на 5,4% обеспечили в первую очередь нефтегрузы, зерно и грузы в контейнерах. Отдельно отмечу высокую интенсивность прироста перевозки зерновых грузов в контейнерах: на 44% в 2018 году. Такому результату во многом способствовала работа транспортно-логистического бизнес-блока дороги. К примеру, его специалисты разработали и внедрили технологию формирования и отправки технологических маршрутов с зерновыми грузами со станции Карбышево-1 до Новороссийска, позволившую сократить оборот зерновозов почти вдвое.

Совместно с ПАО "ТрансКонтейнер" запущены новые контейнерные сервисы в международном сообщении: составы отправляются со станции Барнаул назначением в Китай, Казахстан и Турцию. Также наметилась устойчивая тенденция "превращения" грузов первого класса, например лесных, в высокодоходные (второй класс) за счет замены традиционной перевозки в универсальном подвижном составе на контейнерную.

– С какими ключевыми показателями магистраль завершает год?

– За счет увеличения объема погрузки и транзита мы обеспечили рост грузооборота к предыдущему году на 2,9%, пассажирооборота – на 1,7%. Благодаря реализованным технико-технологическим решениям производительность труда на дороге возросла на 5,4%, а если сравнивать с 2011 годом – в 1,5 раза.

Средний вес поезда по итогам года впервые прогнозируется на уровне 4 тыс. 324 тонн. Производительность локомотива в 2 млн 968 тыс. ткм брутто – наивысший показатель за все время существования не только дороги, но и всей сети. Участковая скорость будет выполнена на уровне 52,3 км/ч. Все эти показатели превышают и план, и прошлогодний уровень. За ними стоит ежедневная напряженная работа тысяч железнодорожников.

Важно, что совершенствование технологии оптимизировало эксплуатационные расходы и уменьшило себестоимость перевозок.

– При успешном выполнении целевых показателей на дороге допущен рост поездо-потерь на 18%. С чем это связано?

– Основной причиной стало увеличение количества поездов, задержанных в результате отказов, чему способствовали возросшая плотность графика движения и увеличение доли отказов большой продолжительности.

Руководители филиалов сервисных компаний пока не могут обеспечить в полном объеме исправное состояние локомотивов. Несмотря на снижение числа отказов по вине сервисных компаний на 10%, количество задержанных поездов увеличилось на 16%. К сожалению, пока не удалось повысить качество работы и предприятиям вагонного комплекса, оказывающим непосредственное влияние на обеспечение безопасности движения поездов.

– Дороге удалось переломить тенденцию уменьшения пассажиропотока в дальнем сообщении, имевшую место все последние годы. За счет чего планируете в дальнейшем удержать позитивную динамику?

– Вы правы, по итогам года мы ожидаем, что в поездах дальнего следования отправятся 5,23 млн человек, что на 3,5% выше уровня прошлого года. Учитывая положительную динамику, в следующем году совместно с филиалом АО "ФПК" мы назначаем новые пассажирские поезда: Томск – Бийск, Томск – Караганда, Новосибирск – Абакан и Новокузнецк – Тюмень курсированием через день. Будет продлен маршрут поезда Новосибирск – Адлер, начальной станцией которого теперь станет Барнаул. В новом графике нашим филиалом – АО "ФПК" – формируется 39 пассажирских поездов, а с учетом транзита по ЗСЖД будет следовать 76 пар.

Изучив потенциальный пассажиропоток в сообщении со знаменитым горнолыжным курортом Шерегеш, мы решили в дополнение к туристическому поезду "Зимняя сказка" запустить пассажирский поезд Новосибирск – Кондома. Он будет курсировать в январе – марте.

Кроме того, не могу не упомянуть наш совместный с администрацией Кемеровской области проект – туристический пригородный электропоезд "Шерегеш-экспресс" по маршруту Новокузнецк – Чугунаш. Он увязан с автомобильным транспортом – от станции Чугунаш до Шерегеша туристов перевозит автобус. Первый рейс туристического электропоезда состоялся 17 ноября.

К сожалению, пригородные перевозки у нас пока замерли на одном уровне. Идет разнонаправленная динамика, рост на 0,2–0,3% сменяется падением. Отсутствует устойчивый тренд к повышению объемов.

Если говорить о проектах, реализуемых в пассажирском комплексе, то сегодня около 40% билетов приобретается через Интернет. В связи с этим Западно-Сибирский филиал АО "ФПК" укомплектовал все свои составы специальными сканерами. Устройства позволяют считывать параметры билета непосредственно при посадке в поезд, что значительно экономит время пассажиров.

В вагонах филиала активно устанавливается оборудование, с помощью которого можно произвести безналичный расчет за предоставляемые в поезде услуги, почти треть из них оснащены дополнительными электрическими розетками в купе и возможностью подключения к Интернету в пути следования.

Что касается пригородного сообщения, все четыре наши компании внедрили мобильное приложение, позволяющее пассажирам приобретать билеты с помощью смартфонов. Практически все пригородные билетные кассы оборудованы терминалами безналичного расчета. Привычной для наших пассажиров услугой стали вагоны повышенной комфортности, детские вагоны.

Если говорить о вокзальном комплексе, то в прошлом году мы ввели в строй реконструированный вокзал Черепаново, а до конца этого будет сдан в эксплуатацию вокзал Усть-Тальменка. В 2019 году завершим ремонт вокзалов Татарская и Чаны – работы здесь уже идут. На станции Бердск вскоре начнем масштабное строительство вокзала с обустройством здесь современного транспортно-пересадочного узла. Отмечу, что все вокзалы, которые мы уже реконструировали и будем обновлять в будущем, отвечают требованиям доступности для маломобильных пассажиров.

– Насколько остро для дороги стоит проблема обновления пассажирского подвижного состава?

– Для нас это действительно проблемный вопрос. За последние четыре года наш филиал АО "ФПК" получил всего 153 вагона, а электропоезда для пригородных перевозок поступали на магистраль последний раз в 2016 году.

Мы ведем активные переговоры по этому вопросу с региональными властями как с заказчиками перевозок, и есть первые результаты. Достигнута договоренность с Алтайским краем по получению четырех вагонов для компании "Алтай-пригород". В следующем году ожидаем поступления двух составов электропоездов для АО "Экспресс-пригород": один закупит ОАО "РЖД", другой – Новосибирская область.

– Какие еще совместные проекты с органами местной власти и клиентами-грузоотправителями реализованы?

– У нас сложилось конструктивное и по-настоящему партнерское взаимодействие с органами власти. Совместно решаем широкий круг вопросов и по одному из основных – транспортному обслуживанию населения в пригородном сообщении – достигаем полного взаимопонимания. Все субъекты полигона Западно-Сибирской дороги своевременно и в полном объеме компенсируют выпадающие доходы пригородных пассажирских компаний.

Начиная с сентября 2017 года дорога принимает активное участие в работе оперативных штабов по вопросу вывоза сельскохозяйственной продукции, проводимых Министерством сельского хозяйства РФ. В их состав, помимо представителей областных и краевых правительств, операторов подвижного состава и грузоотправителей, входят и сотрудники наших агентств фирменного транспортного обслуживания. Такой формат взаимодействия помогает нам наиболее полно осваивать перевозки зерновых грузов, объем которых по итогам года вырос почти на 75%.

Магистраль участвует в значимых региональных форумах и выставках. На VII Международном Сибирском транспортном форуме, который ежегодно проходит в Новосибирске, подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО "РЖД" и ООО "Разрез-Восточный". Документом предусматривается развитие транспортно-промышленного потенциала Новосибирской области и удовлетворение потребностей угольных предприятий региона в грузовых перевозках. Речь идет о развитии железнодорожной инфраструктуры общего пользования на участке Бердск – Черепаново в 2018–2020 годах, а также инфраструктуры ООО "Разрез-Восточный" с учетом увеличения объемов отгружаемой продукции до 10 млн тонн в 2020 году.

– В этом году вы впервые объявили о необходимости создания на железной дороге инновационной среды. Что подразумевает это понятие?

– Современные вызовы заставляют железнодорожников постоянно искать новые идеи, нестандартные подходы к совершенствованию перевозочного процесса и содержания инфраструктуры. На мой взгляд, инновационная среда – это та располагающая атмосфера внутри коллективов, которая позволяет любому работнику раскрыть новаторский потенциал, свободно предлагать и реализовывать свои проекты и идеи. Разумеется, в силу объективных причин на железной дороге должен присутствовать здоровый консерватизм, но он совершенно не противоречит инновационности.

Элементы инновационной среды на Западно-

Сибирской магистрали сегодня уже есть. Создан проектный офис, где генерируются прорывные идеи и возможности их применения во всех сферах производственной деятельности. Речь идет, к примеру, об организации полной цепи поставки продукции с формированием цены и продажей товара в конечной точке потребления, где компания "РЖД" выступает агентом или комиссионером.

В конце октября мы подписали соглашение о сотрудничестве с Технопарком Новосибирского Академгородка. Оно предполагает взаимодействие в развитии инновационной деятельности по различным направлениям: от совершенствования перевозочного процесса и содержания инфраструктуры, в том числе за счет цифровизации, до применения в производстве роботизации, 3D-печати, виртуальной и дополненной реальности.

Однако инновационная среда – это прежде всего прогрессивное мышление работников и руководителей. И формироваться это мышление, на наш взгляд, должно еще со студенческой скамьи. Для поиска потенциальных инноваторов мы проводим с начала учебного года тестирование студентов четвертых-пятых курсов отраслевых учебных заведений с последующим их ранжированием по степени креативности и инновационности мышления. На данный момент протестированы более 2,5 тыс. студентов.

Мы проанализировали накопленные знания в области инноваций в других корпорациях и подготовили материалы для проведения базовых семинаров. До 1 апреля планируется провести около 300 таких семинаров при участии более 250 лекторов уровня заместителя начальника дороги, руководителей дирекций, служб, центров, линейных предприятий и более 2 тыс. слушателей-работников. 29 ноября и 4 декабря прошли семинары для руководителей магистрали.

– Семинары по инновационной среде для первых руководителей дороги проводили вы сами...

– Да, вместе с приглашенным бизнес-тренером. Для меня было важно показать личную заинтересованность, рассказать о своем видении процесса. Сейчас важно вовлечь в активную инновационную деятельность коллективы. Ни у кого не должно оставаться сомнений, что хорошие идеи будут поощряться и получать поддержку на дороге. На встрече говорили в том числе и о том, что любой руководитель должен смотреть на свой коллектив как на главный источник развития инновационной среды. Речь идет о принципиально иных отношениях руководитель – подчиненный.

– В последнее время железнодорожники все чаще обращаются к термину "цифровизация". Какие шаги на этом пути предпринимаются? Что, на ваш взгляд, приоритетно в этом направлении?

– Западно-Сибирская всегда уделяла особое внимание применению цифровых технологий. Дорога одной из первых автоматизировала станционные процессы, такие как планирование поездообразования, формирование сортировочного листа, внедрила аппаратно-программный комплекс построения энергооптимального графика движения поездов ЭЛЬБРУС, ставший первым в ряду "интеллектуальных систем", применяемых в компании.

На мой взгляд, при разработке плана цифровизации необходимо начать с "линии" – с оптимизации труда работников ключевых профессий, в первую очередь дорожного мастера, осмотрщика вагонов, мастера по ремонту локомотивов. Для повышения производительности их труда нужен реальный инструмент, который помог бы предотвратить сбои и отклонения, уменьшить ручной ввод и автоматизировать процесс формирования плановых работ. Этого можно добиться за счет внедрения средств самодиагностики объектов инфраструктуры, вагона и локомотива с использованием технологий Интернета вещей и больших данных.

Время сегодня – самый ценный ресурс, и выигрывает тот, кто быстрее принимает правильное управленческое решение. Именно на это должны быть ориентированы цифровые технологии, внедряемые на дороге. Нам необходима автоматизированная система управления, которая на основании информации о предотказных состояниях подвижного состава и объектов инфраструктуры, автоматически получаемой с датчиков, будет выдавать управленческие решения, предотвращающие сбойные ситуации. А работники в реальном времени будут получать автоматически сформированные рабочие задания. Сейчас только в хозяйствах пути и энергоснабжения частично автоматизирован процесс формирования заданий в Единой корпоративной автоматизированной системе управления инфраструктурой – ЕКАСУИ.

Следующим этапом цифровизации должно стать внедрение интеллектуальных систем, которые будут не просто предоставлять информацию человеку, ответственному за принятие решения, например диспетчеру, но и самостоятельно вырабатывать решение: планировать отправление поездов, погрузку на станции.

Другое важное направление цифровизации – расширение электронного документооборота. На дороге активно развивается как технологический, так и юридически значимый электронный документооборот. Магистраль полностью перешла на электронный вид оперативной отчетности регионального уровня – она размещается на электронном табло дороги, где с ней могут ознакомиться руководители всех уровней и специалисты.

Конечным же итогом цифровизации должен стать рост производительности труда и уровня безопасности перевозочного процесса. А также максимальное повышение клиентоориентированности за счет использования развитых клиентских сервисов, позволяющих получить услугу ОАО "РЖД" с любого гаджета и в режиме реального времени контролировать ее исполнение.

– Этот Новый год вы впервые встречаете в статусе начальника дороги. Как ощущаете себя в этой роли?

– Как начальник дороги и ощущаю. Чувствую огромную ответственность за 60-тысячный коллектив, за надежную работу и развитие дороги со 122-летней историей, богатой славными традициями.

Конечно, ощущаю особую ответственность коллектива магистрали перед нашей компанией. Представляя меня в новом качестве в мае этого года, генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров подчеркнул, что

Западно-Сибирская дорога была и остается индикатором состояния экономики регионов, отметил стабильную работу магистрали. Поэтому крайне важно сохранить набранный темп, обеспечить развитие, оправдать доверие.

Могу сказать, что свободного времени и раньше было немного, жить в довольно жестком графике – уже многолетняя привычка. Тем не менее с годами научился организовывать рабочий процесс так, чтобы оставалось время на семью и на восстановление физической формы – занимаюсь спортом.

И, конечно, сильную моральную и эмоциональную поддержку мне дает коллектив нашей магистрали: сплоченный, умеющий работать одной командой для достижения результата.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.12.2018