22-12-22 / 2022
Новости отрасли
В поиске баланса

ОАО "РЖД" вышло с инициативой найти способ контроля количества парка подвижного состава на сети В Министерстве транспорта на рассмотрении находится методика, определяющая необходимое количество того или иного вида вагонов. По мнению аналитиков рынка, документ в будущем сможет стать инструментом планирования и контроля состояния парка. Однако он нуждается в доработке. По данным ОАО "РЖД", сегодня парк вагонов на путях общего пользования оценивается в 1,268 млн единиц. По прогнозам специалистов холдинга, к концу года на сети ОАО "РЖД" будет около 1,28 млн вагонов. И часть из них стоит на путях общего пользования и затрудняет движение, в том числе и груженого подвижного состава. Для соблюдения баланса на сети уже предпринимались попытки контроля количества вагонов. Так, в 2014 году, когда возникли проблемы на сети, а число вагонов составляло 1,2 млн единиц, на правительственном уровне приняли решение о запрете продлевать срок их службы. Результатом стало списание порядка 400 тыс. единиц в течение следующих четырех лет. Следовательно, парк должен был составить 800 тыс. единиц. Однако процесс обновления и производства подвижного состава идет быстрее, чем его выбытие. Для решения этого вопроса специалисты ОАО "РЖД" ведут работу по ряду направлений. Вагоностроительная отрасль Первое из них – разработанная компанией методика расчета потребности рынка в вагонах, которая проходит согласование в Министерстве транспорта. "Цель ее создания – определить необходимое количество того или иного вида подвижного состава, – отметил заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД" Михаил Глазков. – По нашим расчетам, сегодня около 170 тыс. вагонов являются лишними. Фиксирование необходимого количества подвижного состава позволит регулировать деятельность вагоностроительной отрасли. Например, сейчас полувагоны являются профицитными, в то время как хопперы дефицитны". "Методика, определяющая необходимое количество того или иного вида подвижного состава, может стать инструментом планирования и контроля состояния парка вагонов на сети в будущем", – говорит старший эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Ульян Евтеев. По его словам, в процесс подготовки методики важно включить не только государственные структуры, но также непосредственно и участников перевозочного процесса: ОАО "РЖД", операторов, грузовладельцев, вагоностроителей. Исполнительный директор Союза "Объединение вагоностроителей" (ОВС) Евгений Семенов рассказал "Гудку", что первую редакцию методики участники ОВС рассмотрели в конце июля, а повторно – в декабре. По их мнению, документ нуждается в серьезной доработке, а показатели, рассчитанные по рассматриваемой методике, в любом случае должны носить справочный характер и не могут быть использованы для установления квот и ограничений в отношении производимых предприятиями грузовых вагонов, их приобретения и допуска к эксплуатации на инфраструктуру ОАО "РЖД". "Говоря о методике как о способе влияния на рынок, отмечу, что в условиях рыночной экономики, где все определяется потребностью в товаре, методика и подобные ей документы могут носить прикладной характер только для покупателей вагонов, – отмечает исполнительный директор ОВС. – В итоге вагоностроители будут отталкиваться от потребностей покупателей и объемов подтвержденных договорами заказов". Новый документ должен отвечать принципам оперативности и справедливости, чтобы парк вагонов мог достаточно быстро адаптироваться под изменения конъюнктуры рынка, а участники имели равные возможности по управлению собственным парком вагонов, – считает Ульян Евтеев. Тяга к сотрудничеству Второе направление – взаимодействие с операторским сообществом. "В случае с профицитным парком у собственников подвижного состава должно быть понимание того, где его хранить (например, на путях необщего пользования), ведь нахождение незадействованных вагонов на путях ОАО "РЖД" затрудняет движение, и компании приходится ограничивать прием грузов к перевозке", – говорит Михаил Глазков. В настоящее время в 44-й статье Устава железнодорожного транспорта обозначено право перевозчика переместить невостребованный порожний вагон с припортовой железнодорожной станции на другую, на которой его местонахождение не создает препятствий. За 2021 год ОАО "РЖД" переместило 50 таких вагонов. По словам Михаила Глазкова, принудительная эвакуация с припортовых станций – действенная мера. Но таких станций, которые подпадают под данное регулирование, на сети всего 40. Так, в начале прошлого года все терминалы в Москве были забиты и количество брошенных поездов доходило до 40 на каждом из них. В Москве и Московской области не хватало автотранспорта для вывоза этих контейнеров и таможенных пунктов оформления. "Сейчас мы вышли с инициативой в Минтранс, чтобы расширить перечень этих станций и добавить в них крупные агломерационные узлы, которые играют значительную роль в работе всей магистрали", – отметил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.12.2022