12-01-10 / 2010
Новости отрасли
В ПГУПСе разработали электрогидроимпульсный способ разгрузки смёрзшегося угля

Константин Ким, заведующий кафедрой «Теоретические основы электротехники» ПГУПСа, д.т.н., профессор:

Ежегодно с наступлением первых сильных морозов в отечественных морских портах начинаются проблемы с разгрузкой смёрзшегося угля, перевозимого в полувагонах. На этих операциях зачастую используют отбойные молотки, грейферы и другую технику, повреждающую подвижной состав. По данным ЦФТО ОАО «РЖД», из-за подобных методов выгрузки смёрзшегося угля в портах в 2003 году повредили 3,6 тыс., в 2004-м – 3,9 тыс., в 2005-м – 5,9 тыс. вагонов. А в 2006 году количество выведенных из строя вагонов превысило 20 тыс. В прошлом году на фоне кризисных явлений объёмы среднесуточной погрузки угля в морских портах России сократились на 7,6% (748 тыс. тонн в сутки). Но даже с упавшим грузопотоком здесь справиться не могут. Особенно явно неготовность выгрузочных устройств проявилась в портах Дальнего Востока. В ноябре среднесуточная выгрузка угля в них составила 1048 вагонов при норме – 1513, в декабре это соотношение уже равнялось 855 вагонам против 1490. Количество повреждённых за этот период при разгрузке полувагонов достигло 8,3 тыс.

В морском порту Санкт-Петербурга в начале декабря выгружали лишь 105–109 вагонов при норме 120. Там же 13 и 14 декабря при грейферной выгрузке угля повредили 28 полувагонов ОАО «Первая грузовая компания».

Из всех наших портов и перевалочных баз, осуществляющих перегрузку угля, тепляками и вагоноопрокидывателями, ускоряющими освобождение подвижного состава, сегодня оснащены только три – «Ростерминалуголь» (станция Лужская), порт Восточный (станция Находка Восточная) и «Дальтрансуголь» (станция Ванино). Но наиболее эффективный метод освобождения вагонов нашёл наш научный коллектив кафедры «Теоретические основы электротехники» Петербургского государственного университета путей сообщения. Мы разработали электрогидроимпульсный способ разгрузки смёрзшегося угля. В его основе лежит эффект Юткина, при котором электрический разряд, происходящий в смёрзшемся увлажнённом угле, приводит к возникновению ударных волн, способных разрушить замёрзшее топливо. Электрическая энергия в течение десятков микросекунд выделяется в канале разряда, развивая давление до 10 тыс. МПа. При этом ударные волны быстро затухают в толще угля и никоим образом не воздействуют на стенки вагона. В дальнейшем разрыхлённый таким способом уголь легко выгрузить с помощью вагоноопрокидывателя. Важно, что величину рыхлящей груз силы можно варьировать, изменяя напряжение на конденсаторном накопителе. При данном способе продолжительность всей операции рыхления в основном зависит от времени заряда конденсаторной батареи, которое исчисляется всего лишь минутами. В ноябре 2009 года ОАО «РЖД» заключило договор с кафедрой «Теоретические основы электротехники» ПГУПСа на разработку электрогидроимпульсной установки для рыхления смёрзшихся грузов. Но чтобы договор ограничился не только теоретическим обоснованием применения новой установки, учёным необходимо также передать и вузовскую высоковольтную лабораторию, которая в последние десять лет не ведёт никакой научной работы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.01.10Ударная разгрузка