09-06-11 / 2011
Новости отрасли
В перечне основных сдерживающих факторов роста грузопотока в направлении дальневосточных портов - ограничения инфраструктуры

В Иркутске под руководством первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова прошло трёхдневное сетевое совещание на тему «Об опыте работы в условиях изменения системы управления железными дорогами и дальнейших планах по обеспечению технической и технологической координации на территориальном уровне». Результаты его работы были доложены на оперативном еженедельном совещании под председательством президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина и им одобрены. По итогам совещания принят протокол с конкретными оценками и заданиями.

Много внимания на совещании было уделено вопросу организации перевозочного процесса на укрупненном Восточном полигоне. Развернутая длина его главных путей составляет 19% от общесетевой, а грузооборот - 28%. За последние три года объемы погрузки в дальневосточном направлении здесь увеличились на 71%.

Между тем, как отметил Вадим Морозов, вполне устойчивой работу полигона пока назвать трудно. "Качество работы, к сожалению, падает. Только одна Восточно-Сибирская ведет участковую скорость, а для многих других дорог это стало серьезнейшей проблемой. Ситуацию необходимо переломить. Да, здесь уже многое сделано по удлинению тяговых плеч, совершенствованию технологий работы станций, локомотивных бригад. Но нам нужно идти дальше", - сказал Вадим Морозов.

Как пояснил начальник Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД" Павел Иванов, на Восточном полигоне еще в 2001 году применили технологию единого управления тяговыми ресурсами. В результате удалось улучшить эксплуатационные показатели: среднесуточная производительность локомотивов за десять лет возросла на 21%, а участковая скорость - на 7%. С 820 до 1924 км на полигоне увеличилась и средняя протяженность тяговых плеч. В свою очередь, в среднем на 800 км стали больше и вагонные гарантийные плечи обслуживания.

Но вместе с ростом грузопотока в направлении дальневосточных портов в последние два года стали все сильнее проявляться проблемы. В перечне основных сдерживающих факторов - ограничения инфраструктуры. На Забайкальской, например, полигон с ограничениями скоростей для грузовых поездов по сравнению с прошлым годом увеличился и превышает 50% развернутой длины дороги. Протяженность участков с установленными скоростями более 60 км/ч составляет только 30%.

Еще один сдерживающий фактор продвижения вагонопотока - отсутствие единых весовых норм грузовых поездов. От Тайшета до Советской Гавани имеется шесть участков с различными весовыми нормами, которые зависят от состояния инфраструктуры, видов тяги, серии локомотивов.

"Разные весовые нормы, разные условные длины поездов, разные технологии. Кто-то должен управлять этими процессами на полигоне в общих интересах", - подчеркнул начальник Восточно-Сибирской Анатолий Краснощек. Но для этого необходима координация из одного центра управления.

Однако это предложение вызвало активную полемику среди участников совещания, и идея создания единого центра технологической ответственности на Восточном полигоне не была принята однозначно. По мнению начальника Забайкальской дороги Сергея Иванова, с этой ролью сейчас справляется и Центральная дирекция управления движением. С ним согласился и первый заместитель начальника Дальневосточной магистрали Алексей Гладилин. "Мы не выбрали еще потенциал сложившейся системы управления. Так что обсуждать этот вопрос преждевременно", - сказал он. Такой же позиции придерживается начальник Красноярской дороги Владимир Рейнгардт. По его словам, ко всему нужно подходить поэтапно и нельзя, не закончив одно, хвататься за другое. "В первую очередь необходимо отладить технологическую координацию на уровне движенцев, чтобы все приказы точно исполнялись. Тогда и не надо ничего придумывать", - поддержал коллегу Владимир Рейнгардт.

Как констатировал Вадим Морозов, Восточно-Сибирская железная дорога выступила с перспективным решением, но сейчас еще не все процессы отработаны внутри всего полигона, во взаимодействии дорог с центральными дирекциями. "Восточносибирцы сказали: есть инфраструктура, технологии, мощно развивается Центр управления перевозками, который может стать единым для всего полигона. Когда многие из существующих проблем будут решены, тогда еще не раз вернемся к этой инициативе", - подвел итоги дискуссии первый вице-президент компании.

В подписанном по итогам совещания протоколе, в частности, приняты следующие констатации и задания. С учетом выполненной работы и результатов, достигнутых в ходе реализации пилотных проектов по совершенствованию системы управления на Октябрьской, Красноярской и Восточно-Сибирской дорогах, считать целесообразным их завершить и обеспечить единообразное тиражирование выработанных решений на всей сети. С этой целью даны поручения о завершении формирования нормативно-регламентной базы, выработке плана мероприятий по дальнейшему совершенствованию системы управления ОАО "РЖД" на 2011-2013 годы, доработке Концепции организационного развития холдинга и др.

По вопросу формирования Дирекции инфраструктуры решено рассмотреть возможность сокращения переходного периода с учетом завершения формирования вертикали управления инфраструктурой в 2012 году.

В части вопросов взаимодействия между дорогами, дирекциями и ДЗО, а также технологической координации деятельности участников перевозочного процесса совещание констатировало, что реализация организационных преобразований опережает развитие и актуализацию нормативно-методической и регламентной базы. На данном этапе необходимо ускорить выполнение работ по описанию бизнес-процессов и стандартизации регламентов взаимодействия.

В документе констатируется, что технологические службы, созданные в качестве инструмента координации, пока еще не в полной мере реализуют возложенные на них функции. Начальникам дорог и дирекций предписывается обеспечить проведение технологическими службами непрерывного мониторинга и последующего анализа выполнения технологий перевозочного процесса с разработкой корректирующих мер и предложений по совершенствованию технологических процессов и развитию инфраструктуры. Также поручено провести разработку соответствующих нормативных и регламентирующих документов. Наряду с этим дано задание подготовить Типовые положения о технологической службе железной дороги и о первом заместителе начальника железной дороги. По поводу развития Восточного полигона в протоколе отмечается, что вопрос создания здесь единого центра управления требует всесторонней оценки возможных рисков и, соответственно, формирования сначала необходимого фундамента в виде соответствующей технологической и информационной базы. Между тем в документе зафиксировано, что параметры состояния инфраструктуры и тяговых ресурсов дорог Восточного полигона пока не приведены к единым техническим и технологическим нормативам, что затрудняет реализацию сквозных технологий управления. Не синхронизированы все технологические процессы и регламенты взаимодействия подразделений филиалов. Требуется модернизация технического оснащения на целом ряде объектов, в особенности средств вычислительной техники.

Протоколом совещания прописаны решения по синхронизации в текущем году технологических процессов на полигоне и выведению на единые стандарты управления не только дирекций управления движением, но и подразделений смежных вертикалей. При этом отрыв дирекций инфраструктуры и тяги от дирекций управления движением на территориальном уровне признано считать преждевременным в условиях незавершенности процесса создания вертикалей управления инфраструктурой и тягой, отсутствия единых параметров содержания инфраструктуры и тяговых ресурсов, незаконченности работ по созданию эффективных регламентов взаимодействия и др.

Принято решение приступить во втором полугодии 2011 года к реализации программы поэтапного перехода на организацию движения грузовых поездов по расписанию на участках Восточного полигона, определив в качестве целевой задачи пропуск 15% маршрутных поездов по твердым "ниткам" графика и отправление с сортировочных станций не менее 80% всех грузовых поездов по графику. Также необходимо разработать в текущем году концепцию унифицированной системы информационного обеспечения технологии управления на укрупненном полигоне и наряду с этим завершить работы по автоматизации технологических и управленческих процессов эксплуатационной деятельности, включая целый ряд конкретных направлений. Кроме того, принят ряд решений по Восточному полигону, касающихся работы с клиентурой, нормирования эксплуатационной работы, поставок оборудования и др.

В целом же по вопросу Восточного полигона констатируется, что в едином комплексе следует рассматривать все проекты его развития и устранения "узких мест", как по БАМу, так и по Транссибу, учитывая решающее значение полигона в реализации проекта "Транссиб за 7 суток". Это направление определено в качестве приоритетного в проекте программы поэтапного перехода на организацию движения грузовых поездов по расписанию. "Таким образом, интеграция инфраструктурных, тяговых и информационных ресурсов вокруг единой технологии управления движением позволит создать реальную базу для дальнейшего совершенствования системы управления перевозочным процессом на полигоне", - отмечается в итоговом документе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.06.11Инструменты взаимодействия