18-01-20 / 2020
Новости отрасли
В ожидании инвесторов

Перед выходом на биржу магистрали Украины реформируют Кабинет министров Украины утвердил план реформирования железнодорожной отрасли для либерализации пассажирских и грузовых перевозок. Его реализация позволит АО "Укрзализныця" (УЗ) к 2023 году выйти на публичное размещение акций (IPO) и поможет привлечь долгосрочный капитал в размере 71,9 млрд гривен (около $3 млрд) на развитие компании.

Документ принят 27 декабря 2019 года и опубликован на сайте Министерства инфраструктуры Украины.

Как ранее писал "Гудок", выход УЗ на фондовый рынок стал возможен после того, как Верховная рада 2 октября 2019 года приняла закон об отмене запрета на приватизацию более 60 имущественных комплексов предприятий железнодорожного транспорта, включая инфраструктуру. В 2017 году после реорганизации компании все они вошли с состав акционерного общества. И затем в конце октября УЗ подписала с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Министерством инфраструктуры меморандум о подготовке компании к проведению IPO.

По мнению министра инфраструктуры Владислава Криклия, план мероприятий по реформированию железнодорожного транспорта предусматривает переход на контрактный заказ пассажирских перевозок, которые будут признаны общественно важными.

Также план предусматривает обеспечение безопасности перевозок при открытии рынка для частных перевозчиков и реструктуризацию УЗ перед проведением IPO.

"Компания станет публичной и конкурентной в условиях открытого рынка и будет разделена на оператора инфраструктуры, грузового и пассажирского перевозчиков. Это передовая европейская практика", – отметил Владислав Криклий.

В то же время председатель правления УЗ Евгений Кравцов также рассчитывает через IPO привлечь порядка $3 млрд на реализацию стратегии развития компании, причем на более выгодных условиях, чем при классическом кредитовании. Хотя на продажу планируется выставить не более 25% акций компании, чтобы государство сохранило контроль над ключевым активом и одновременно пришли инвесторы, которые дадут деньги на развитие УЗ. Размер миноритарного пакета акций и соотношение грузового и пассажирского сегментов в нем будут согласованы с ЕБРР. С этой целью УЗ предстоит оценить свои активы и провести стратегический анализ, чтобы определить подразделения, акции которых будут размещены на Лондонской или Нью-Йоркской фондовых биржах.

По предварительным оценкам, проведение IPO может занять до трех лет, так как фондовые биржи выдвигают жесткие критерии листинга, включая стоимость активов эмитента (УЗ), величину дохода, размер выпуска ценных бумаг и затраты. Поэтому компании необходимо время на переход в "публичный режим" и выполнение всех требований по размещению акций в открытую продажу.

Как считает экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава, пока УЗ не очень привлекательный актив для инвесторов, так как у компании последние несколько лет наблюдаются плохие показатели грузоперевозок из-за того, что ей приходится перевозить грузы для отдельных финансово-промышленных групп по тарифам ниже себестоимости. Кроме того, УЗ выполняет социальные функции в перевозке пассажиров без всякой компенсации со стороны государства.

Тем не менее выход УЗ на IPO, по оценке советника ЕБРР по РФ и Украине Антона Усова, – это, безусловно, прецедент. "Компания является крупнейшим региональным перевозчиком, поэтому размещение акций, конечно, вызовет интерес инвесторов, в том числе зарубежных. Хотя на успешность размещения будут влиять два фактора: макроэкономическая и политическая стабильность. Какой будет подписка на акции УЗ, закрытой или открытой, и их количество зависит от приоритетов Правительства Украины, так как, по большому счету, это стратегически важная компания, и она имеет определенную государственную ценность", – сообщил "Гудку" Антон Усов.

Но чтобы дождаться инвесторов, УЗ необходимо выполнить довольно длинный перечень требований правительства, причем в определенные сроки. В частности, чтобы открыть рынок перевозок, компании необходимо до конца 2021 года организовать пилотный проект по допуску на пути общего пользования частных локомотивов на отдельных маршрутах. Сейчас для этого не хватает нормативной базы, за подготовку которой, кстати, ответственно Министерство инфраструктуры. Также компании предстоит в течение 2020 года разработать и начать использовать геоинформационную систему распределения пропускной способности железно-дорожной инфраструктуры (GIS), то есть электронную базу реестра железнодорожной инфраструктуры.

Для модернизации пассажирских перевозок к концу 2021 года УЗ также предстоит реализовать пилотный проект в Днепропетровской и Запорожской областях. Он предполагает оптимизацию маршрутов по западному образцу и закупку нового подвижного состава. В этом заинтересован Европейский инвестиционный банк, который готов выделить $122,2 млн на восемь новых электро-поездов для пилотных регионов.

Еще одним обязательным пунктом этого блока является разработка и внедрение к концу 2021 года системы управления качеством пассажирских перевозок, а также Единого электронного проездного документа на железнодорожном транспорте. Для пассажиров пригородных маршрутов к 2022 году должна быть доступна автоматизированная оплата проезда, а к завершению 2023 года возможность отслеживать в реальном времени движение поезда.

Стоит отметить, что Правительство Украины для реформирования железнодорожного транспорта намерено привести отраслевые нормативные акты в соответствие с европейским законодательством по безопасности, а также подготовить реестры подвижного состава, железнодорожной инфраструктуры общего пользования стратегического значения и подъездных путей. Будет создан специальный орган по расследованию транспортных инцидентов.

Отдельным пунктом программы предусмотрено открытие конкурентного рынка железнодорожных перевозок. Для этого до 2021 года УЗ должна создать грузового, пассажирского операторов и по управлению инфраструктурой. Будет еще одно подразделение по управлению непрофильными активами и два филиала по ремонту вагонов и локомотивов.

По подсчетам УЗ, в ближайшие пять лет на реализацию стратегии развития компании необходимо порядка 150 млрд грн ($6 млрд). Кроме средств от продажи акций – оценочно $3 млрд – планируется на эти цели использовать $2,2 млрд собственных денег и еще на $2 млрд взять кредитов у международных финансовых организаций.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152018.01.2020