06-06-15 / 2015
Новости отрасли
В отсутствии спроса

В январе-апреле текущего года погрузка черных металлов на сети РЖД составила 24,5 млн тонн, что на 4,8% больше, чем в прошлом году. В портах с начала года объемы перевалки увеличились на 10,8%, до 9,2 млн тонн. По мнению экспертов, это свидетельствует о росте экспорта, тогда как на внутреннем рынке наблюдается снижение спроса.

По данным участников рынка, наибольшее сокращение отгрузок произошло в строительном сегменте, где уменьшение потребления металлопроката по сравнению с прошлым годом составило около 30%. Впрочем, прогнозы на ближайшую перспективу эксперты дают вполне благоприятные - впереди Россию ждут такие металлоемкие проекты, как чемпионат мира по футболу 2018 года, строительство Керченского моста, а также прокладка газопроводов в Китай и Турцию.

Готовятся к лучшему

В последние годы отечественные металлургические компании активно обновляли свои мощности и строили новые производства. Так, ММК в прошлом году запустил стан 5000 горячей прокатки и стан 2000 холодной прокатки, что позволило ему значительно расширить рынки сбыта. В настоящее время продукция магнитогорских металлургов отгружается трубникам, автопроизводителям и строителям. В частности, стан 5000 выпускает стальной лист для производства труб, которые будут использованы в таких проектах "Газпрома", как "Сила Сибири" и "Турецкий поток".

По данным компании, в марте этого года ММК отгрузил автопроизводителям 57,3 тыс. тонн металлопродукции, что на 54% больше, чем в марте 2014 года. Кроме того, на 2015 год заключены соглашения с рядом автоконцернов на серийные поставки продукции. В случае реализации заводами планов по производству автомобилей в 2015 году отгрузка металлопроката ММК увеличится почти в четыре раза.

Вместе с тем строительный сегмент внутреннего рынка сбыта металлопродукции в 2015 году серьезно просел, что вынудило металлургов увеличить отгрузки за рубеж. Дополнительным стимулом к этому послужил низкий курс рубля к доллару и евро. Как отмечают в ММК, в связи с существенной девальвацией рубля и временным лагом при выходе внутренних цен на уровень экспортного паритета привлекательность экспортных отгрузок в начале текущего года выросла, в результате чего компания существенно нарастила отгрузки в экспортном направлении.

Заграница поможет

Отметим, что на экспорт из России идут в основном полуфабрикаты, а не изделия с высокой добавленной стоимостью. В этой связи металлургические компании вынуждены были изменить структуру выпуска продукции. В частности, ЕВРАЗ в первом квартале сократил производство основных видов продукции. В плюсе осталась только выплавка стали, составившая 3,9 млн тонн, и производство полуфабрикатов - 1,4 млн тонн. Как отмечают в компании, рост объемов полуфабрикатов был связан с увеличением экспортных отгрузок, при этом спрос на российском рынке заметно упал. В результате выпуск готового проката снизился более чем на 3%, до 2,2 млн тонн. Производство строительного проката сократилось до 1,2 млн тонн (-5,5%), плоского проката до 209 тыс. тонн (-10,6%), трубной продукции до 264 тыс. тонн (-4,4%).

Отметим, что на одном только Нижнетагильском металлургическом комбинате ЕВРАЗа ежегодно на железную дорогу отгружается около 40 млн тонн грузов. Примечательно, что в текущем году объемы погрузки там снижаются из-за обусловленного сложной экономический ситуации сокращения спроса со стороны РЖД. По словам управляющего директора НТМК ЕВРАЗа Алексея Кушнарева, перевозчик уменьшил закупки рельсов, а вагоностроители - колес. За январь-март 2015 года удалось продать только 15 тыс. тонн колес, что почти в три раза меньше, чем в 2013 году. Как объясняет ситуацию представитель ЕВРАЗа, железнодорожные операторы пытаются продлить срок службы старых вагонов, так как на покупку новых им не хватает средств, ведь в условиях профицита железнодорожного парка эффективность использования техники резко снижается. Тем более у железнодорожных компаний нет возможности покупать вагоны по ценам, увеличившимся из-за роста цен на металлургическую продукцию. Чтобы стабилизировать ситуацию, руководство НТМК рассчитывает более чем в два раза увеличить поставки колес на экспорт. Что касается рельсовой продукции, то холдинг разработал и освоил выпуск современных рельсов, обреченных на спрос со стороны РЖД (подробнее см. интервью с директором ЕВРАЗа по транспортному прокату Ириной Романовской в "Транспорте" № 5, 2015 г.).

Экспортные перевозки черных металлов по сети РЖД в первом квартале 2015 года выросли на 11,2%

"Северсталь" в текущем году также фиксирует снижение спроса на стальной прокат в России. Рост продаж был зафиксирован только по горячекатаному листу. На сокращение продаж внутри страны, по мнению представителей компании, существенно повлиял рост отпускных цен, номинированных в рублях, что связано с девальвацией российской валюты. Напомним, что металлурги продают свою продукцию за рубежом и внутри России и по одним и тем же ценам. В результате в условиях падения рубля стоимость их изделий растет вслед за девальвацией. Впрочем, рост цен не сильно влияет на продажи труб большого диаметра (ТБД) для крупных международных проектов. В настоящее время компания поставляет ТБД для строительства трубопроводов "Южный коридор" и Бованенково-Ухта. В планах - газопровод "Сила Сибири".

Вместе с тем, как отмечают в "Северстали", в начале года продажи ТБД снизились на 19%, что было вызвано краткосрочными ремонтными работами на строительстве трубопроводов. В то же время стоит отметить рост отправок черных металлов на Приволжской железной дороге (+42,8% за четыре месяца) благодаря вводу в эксплуатацию "Северсталь - Сортовой завод Балаково". Экспорт "Северстали" в первом квартале увеличился на 38%.

НЛМК также снизил объемы производства в текущем году. В первом квартале на заводах группы было выплавлено 3,9 млн тонн стали, что на 1% меньше, чем в прошлом году.

В целом в январе-марте текущего года экспорт черных металлов из России вырос на 8%, до 10,2 млн тонн, из которых 8,8 млн тонн было отгружено в страны дальнего зарубежья, 1,4 млн тонн - в СНГ. Прирост экспорта был обеспечен в основном за счет полуфабрикатов, объем которых увеличился с 3,1 до 3,8 млн тонн. При этом вывоз плоского проката остался на прежнем уровне - около 2 млн тонн.

Отметим, что девальвация рубля привела к снижению импорта черных металлов в Россию. Так, поставки из-за рубежа снизились почти на 40% - с 1,1 до 0,7 млн тонн. В частности, импорт из стран дальнего зарубежья сократился на 40%, до 288 тыс. тонн, из СНГ - на 30%, до 380 тыс. тонн. Импорт стальных труб потерял почти половину, уменьшившись со 167 до 92 тыс. тонн.

Таможенная статистика свидетельствует, что экспорт российских черных металлов в текущем году значительно прибавил в направлении Турции (+27%), Испании (рост в 2,4 раза), Казахстана (+26%), Тайваня (+12%), Германии (+27%) и Италии (+55%).

Данные ФТС подтверждают и цифры РЖД.

Железнодорожные реалии

По данным перевозчика, экспортные перевозки черных металлов по сети РЖД в первом квартале 2015 года выросли на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года - до 6,6 млн тонн, в то время как внутренние прибавили всего 2,2%, увеличившись до 11 млн тонн.

От прироста объемов металлургических грузов на рельсах выиграла в первую очередь "дочка" РЖД - "Федеральная грузовая компания", увеличившая перевозки черных металлов в январе-марте на 58,1% к аналогичному периоду прошлого года.

Кроме того, санкт-петербургский филиал "Первой грузовой компании" (ПГК) в первом квартале утроил перевозку стальных труб Ижорского трубного завода "Северстали" до 275 тыс. тонн. Как отмечают в ПГК, положительная динамика обусловлена ростом объемов перевозок продукции для строительства магистральных газопроводов.

Рост цен не сильно влияет на продажи труб большого диаметра для крупных международных проектов

Напомним, что рынок железнодорожных перевозок черных металлов жестко сегментирован благодаря наличию долгосрочных контрактов между производителями и операторами. Большую часть рынка занимает "Новая перевозочная компания" (НПК), входящая в Globaltrans. В 2012 году холдинг купил кэптивных железнодорожных операторов "Металлоинвеста", ЕВРАЗа и ММК и с тех пор возит большую часть их грузов. Продукцию "Северстали", в свою очередь, перевозит ПГК, заключив в 2013 году трехлетний контракт на 70% всей погрузки метхолдинга. Кроме того, ПГК, являясь частью стальной империи Лисина, перевозит грузы НЛМК.

По словам первого заместителя генерального директора НПК Вячеслава Станиславского, компания в прошлом году перевезла 22,7% металлургических грузов, поступивших на железную дорогу. Общий объем погрузки у всех операторов составил 86,2 млн тонн, из которых 50 млн тонн - внутренние перевозки, 29,9 млн тонн - экспорт, 5,2 млн тонн - импорт,1 млн тонн - транзит. В компании не исключают, что в текущем году структура перевозок изменится в пользу экспортных отправок. При этом импорт черных металлов резко снизится в силу прекращения ввоза металлургической продукции из Украины. Кроме того, из-за запуска новых трубопроводных проектов возрастут перевозки трубной продукции внутри России.

Морская составляющая

В портах Балтики перевалка черных металлов в текущем году снижается, даже несмотря на положительную динамику отдельных компаний. Так, итоговый результат всех стивидоров порта Санкт-Петербург в январе-апреле сократился на 4% к прошлому году - до 1,7 млн тонн. При этом "Морской порт Санкт-Петербург", входящий в империю UCLH владельца НЛМК Владимира Лисина, увеличил объемы на 8%, до 0,6 млн тонн. В Усть-Луге за этот период было перевалено 0,3 млн тонн (в 2014-м - 0,4 тыс. тонн). Металлы там грузят на Универсальном перегрузочном комплексе, также входящем в UCLH. У всего морского дивизиона UCLH Port перевалка черных металлов в первом квартале выросла на 26%, до 1,3 млн тонн.

В Калининградском порту переработка металлургической продукции снизилась на 12%, до 0,4 млн тонн.

Группа НМТП в порту Новороссийска в январе-апреле увеличила объемы экспорта черных металлов на 18,6%, до 3,9 млн тонн. Высокая динамика юга объясняется перенаправлением российского металлургического трафика из северной части ЕС в Турцию и страны Средиземноморья.

В Дальневосточном морском бассейне обработка черных металлов в январе-марте сократилась почти на 8%, при этом стивидоры ЕВРАЗа, работающие в порту Находки, заметно нарастили объемы экспорта.

Прогнозы

По мнению экспертов, до конца года российские металлурги увеличат производство ТБД. В то же время выплавка стали и проката будет снижаться из-за падения внутреннего потребления. Этому будет способствовать рост цен на сталь, достигающий в рублевом выражении 30%. Значительное падение выпуска стали ожидается в железнодорожном машиностроении, автомобилестроении, в производстве бытовой техники, машин и оборудования. Вместе с тем рост заказов на техперевооружение ОПК вселяет в металлургов определенные надежды.

Экспорт российской стали в 2015 году может вырасти на 10%. Основными получателями российских полуфабрикатов останутся Турция, Китай и страны Европы.

Металлурги активно используют ВВП в своих логистических целях

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт06.06.2015