05-09-19 / 2019
Новости отрасли
В обход концессии

В Швейцарии завершился конфликт железнодорожных операторов Государственная компания "Швейцарские железные дороги" (Schweizerische Bundesbahnen, SBB) и частный железнодорожный оператор BLS по инициативе федеральных властей в конце августа достигли мирового соглашения в давнем споре о порядке междугородных перевозок пассажиров. BLS добился права обслуживать два дальних маршрута. Но работать оператор будет не в формате долгосрочной концессии, а по лицензии SBB. Оператор добивался права работать на маршрутах на одинаковых условиях с SBB, получив от государства долгосрочную концессию, чтобы иметь возможность планировать инвестиции. По информации Федерального бюро транспорта (BAV), BLS согласился отказаться от отдельной концессии. Он получил право на эксплуатацию маршрутов, но лицензию будет получать у государственной SBB. Это позволит SBB сохранить монополию на междугородные перевозки на ближайшие 10 лет.

Стороны заключили соглашение, по которому BLS будет обслуживать линию Берн – Биль с декабря текущего года, а с декабря следующего и ветку Берн – Бургдорф – Ольтен. Кроме того, с декабря 2020 года BLS будет эксплуатировать маршруты Берн – Невшатель и Невшатель – Ла-Шо-де-Фон с ежечасными междугородными перевозками. В среднесрочной перспективе линия Невшатель – Ла-Шо-де-Фон будет передана SBB в рамках планируемого развития сообщения с городами западной Швейцарии. BLS будет управлять линиями с собственным подвижным составом и поездными бригадами по лицензии SBB.

"Таким образом, удалось избежать длительных судебных разбирательств. Коллегиальное решение укрепляет общественный транспорт в Швейцарии", – подчеркнула вице-президент страны Симонетта Соммаруга.

Напомним, в апреле прошлого года BAV предложило SBB передать BLS концессию на междугородные маршруты Берн – Ольтен и Берн – Биль. После двух месяцев публичных обсуждений Федеральное бюро транспорта дало BLS право нарушить 16-летнюю монополию SBB с декабря 2019 года. Компания "Швейцарские железные дороги" 16 июля 2018 года обжаловала это решение в Федеральном административном суде.

"Передача BLS двух дальнемагистральных линий BAV представляет собой изменение в транспортной политике, несущее серьезные последствия для консолидированной швейцарской системы общественного транспорта. SBB не является антиконкурентной компанией, но также признает, что общая национальная тарифная система и существующие концепции расписания оставляют мало места для реальной конкуренции", – посчитали в SBB.

"В прошлом политики поддерживали идею задействования нескольких операторов для обслуживания региональных железнодорожных услуг, но не для дальних перевозок. Поэтому распределение междугородных маршрутов между несколькими операторами сначала должно быть принято законодательным органом", – подчеркнули в государственной компании.

По оценке SBB, наличие единой долгосрочной концессии было успешной моделью для пассажиров, органов власти и федерального правительства, обеспечившей безопасное и пунктуальное обслуживание при высоком уровне удовлетворенности клиентов. В компании также отметили, что междугородная сеть объединяет прибыльные и убыточные маршруты Швейцарии, уравновешивая их в общей концессии, а любая прибыль от междугородных перевозок "полностью реинвестируется".

На сегодняшний день второй по величине железнодорожный оператор страны BLS обслуживает городские железные дороги S-Bahn в Берне и Люцерне и несколько региональных экспрессов, а его дочерние предприятия занимаются автобусными и грузовыми перевозками. SBB обладают монополией на использование всех междугородных маршрутов с 2004 года, получив в распоряжение в том числе и те немногие маршруты, которые тогда находились под контролем BLS. Таким образом, решение BAV возвращает BLS междугородные перевозки.

Генеральный директор BLS Бернард Гиллельмон отверг идею о том, что BLS может прийти к соглашению о создании совместного бренда с SBB. Он также посчитал, что получение концессии на междугородные маршруты было выгодно компании.

"Наши постоянные издержки высоки, а расширение деятельности – стратегическое решение по снижению стоимости работы наших сервисов. В Швейцарии единственными маршрутами, на которых вы действительно можете заработать деньги, являются линии междугородного транспорта", – заключил глава BLS.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.09.2019