10-09-14 / 2014
Новости отрасли
В обе стороны

Мировая конъюнктура благоприятна для наращивания экспорта российского угля на восточном направлении. В ОАО «РЖД» также отмечают рост погрузки угля для отправки на международный рынок.

Уголь может оказаться самым востребованным энергетическим товаром. Сейчас и в Европе, и в Азии в угольном секторе наблюдается «рынок покупателя», при котором покупатели из-за низкой цены топлива вовсе не торопятся снижать его потребление. Начальник управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра правительства Александр Курдин полагает, что в долгосрочном периоде спрос на уголь в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет возрастать. В Европейском регионе продажи останутся на довольно высоком уровне.

«Мы попали в удобную для сбыта угля ситуацию. Данный товар оказался дешевым для того, чтобы его покупали. Вместе с тем его цена достаточна, чтобы даже из России можно было экономически эффективно обеспечивать экспорт», – отметил эксперт на пресс-конференции, посвященной будущему российской угольной отрасли.

Благодаря этому России удалось с 2011 по 2013 год на 30 млн тонн в год нарастить экспорт угля как на западном направлении – в Европу, в частности, в Великобританию, так и на восточном, полагает Александр Курдин. В Европе рост спроса связан с провалом европейской системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. Цены за выбросы оказались довольно низкими, поэтому вопрос о том, что выбирать – уголь или газ, – перестал волновать производителей.

Свою роль в расширении поставок в Европу может сыграть и кризис на Украине. Сейчас Международный валютный фонд обуславливает свои кредиты отказом со стороны правительства от дотаций и помощи угольщикам Донбасса, что приведет к закрытию многих шахт из-за высокой себестоимости добычи на Украине. А там в прошлом году было добыто 84 млн тонн, говорит председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. В Польше добыча очень дорогая из-за глубоких шахт, и значительно нарастить ее невозможно. Правда, там, пользуясь большим объемом добычи в России, постоянно ужесточают требования по качеству, стремясь еще сильнее «надавить» на цену импорта.

Заместитель генерального директора НП «Горнопромышленники России» Сергей Онищук также полагает, что на восточном направлении для наращивания российского экспорта экономических препятствий нет. Рынок будет только расширяться, потому что из серьезных конкурентов там лишь Индонезия и Австралия, причем у Индонезии угля осталось всего лишь лет на 20.

«В Китае в ближайшее время планируется закрыть порядка двух тысяч небольших нерентабельных шахт, и спрос на российский уголь там будет», – уверен эксперт.

По словам генерального директора Института конъюнктуры рынка угля Александра Ковальчука, в прошлом году добыча российских компаний составила 352 млн тонн, однако вскрыто месторождений на 400 млн тонн годовой добычи, и российские угольщики довольно быстро могут увеличить объем до этой цифры. Александр Ковальчук также считает довольно хорошими перспективы России на Дальнем Востоке.

«Даже если не брать Китай, то та же Япония и Южная Корея хотя бы в целях энергетической безопасности обязательно будут сохранять российскую долю в 30% в своем импорте», – полагает эксперт.

Разумеется, есть и много факторов, которые могут обострить конкуренцию угля с другими видами топлива. К примеру, через несколько лет Россия начнет поставку газа в Китай, а в Европе могут выработать к 2020 году новую климатическую политику, ограничивающую использование угольного топлива.

Как сходятся во мнении все эксперты, если на Запад транспортная инфраструктура позволяет увеличивать объем отгрузки угля практически без проблем, то на Востоке она является основным сдерживающим фактором.

Как отмечают в департаменте экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД», в России цена и перевозки энергетического угля снижаются из-за теплой зимы и больших остатков на складах. Однако на мировых рынках и, следовательно, на экспортных перевозках идет рост. На европейском рынке цена со второй половины июля выросла на 1,3%. Учитывая, что ранее постоянно шел спад, это заметно. За январь – июль погрузка на экспорт увеличилась на 10,6%, достигнув 88,8 млн тонн. И большая часть увеличения приходится на восточные дороги.

ОАО «РЖД» сейчас реализует проект модернизации Восточного полигона, благодаря чему провозные способности железной дороги увеличатся на десятки миллионов тонн.

Руководитель департамента управления транспортно-логистическим блоком ОАО «РЖД» Алексей Каменобродский говорит, что именно по углю в восточном направлении ожидается наибольший рост до 2020 года. По расчетам, он может достичь практически 40%. Однако расширение пропускной способности дорог для перевозки угля упирается в проблему неокупаемости содержания инфраструктуры при действующих тарифах. Так, за 10 лет введение различных поддерживающих мер привело к тому, что рост цен на перевозки угля оказался на 22% ниже, чем продуктов второго раздела Прейскуранта 10-01, к которым уголь и относится. Доходная ставка на его перевозки на экспорт практически в три раза ниже общесетевой.

«Для сбалансированного развития экономики страны и прекращения практики межотраслевого субсидирования одних отраслей за счет других нужно рассмотреть меры государственной поддержки, – полагает Алексей Каменобродский. – Необходимо повышение действующих тарифов на перевозку угля до уровня полной себестоимости, а по Восточному полигону – до уровня, позволяющего обеспечить возвратность привлекаемых для финансирования и модернизации заемных средств, что потребует адресного субсидирования угледобывающих компаний».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.09.2014