19-05-16 / 2016
Новости отрасли
В объезд кризиса

Участники 64-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, открывшегося вчера в Тбилиси, констатировали сокращение объемов грузовых и пассажирских перевозок в 2015 году.

Контейнерные перевозки на "пространстве 1520" остаются единственным растущим сегментом. Ведущий заседание президент ОАО "Грузинская железная дорога" Мамука Бахтадзе отметил, что на все виды перевозок продолжает оказывать отрицательное влияние сложная экономическая конъюнктура на мировых рынках. Железнодорожные администрации "пространства 1520" общими усилиями перевезли в 2015 году чуть более 1,9 млрд тонн грузов (–1,6% к показателям 2014 года). Но пассажирский сегмент сужается на фоне кризиса особенно стремительно. Объемы перевозок упали за год сразу на 34,4%.

"За три года железные дороги потеряли 41,1 млн пассажиров, – сообщил в своем докладе председатель дирекции совета Петр Кучеренко. – В 2012 году пассажирооборот оценивался в 61,6 млн человек, в 2015 году – всего в 20,5. За пять лет число поездов в международном сообщении сократилось с 280 в 2007-м до 124 (прогноз к графику 2016/2017. – Ред.). Основная причина отмены пассажирских поездов – высокая стоимость проезда".

Глава дирекции впервые на пленарном заседании привел пример из реальной ценовой политики администраций. При заказе билетов на направлениях Ташкент – Москва и Рига – Москва сравнили действующие тарифы авиаперевозчиков и железнодорожников. В первом случае у "Аэрофлота" цены оказались ниже, чем на поезда формирования Узбекской дороги, даже в плацкарт. Билет в поезд стоит 11 тыс. 130 руб., на полет экономклассом – 10 тыс. 451 руб.

Скидки и программы лояльности, предлагаемые администрациями, по словам Петра Кучеренко, ситуацию явно не исправляют. Стоимость проезда остается главным аргументом.

Как рассказал "Гудку" заместитель начальника департамента управления бизнес-блоком "Пассажирские перевозки" ОАО "РЖД" Юрий Худяков, администрации зачастую ведут эффективные переговоры по повышению экономичности маршрутов. Есть положительные примеры сотрудничества с Литвой, Латвией, Финляндией. Идет переговорный процесс по поездам из Алма-Аты и Астаны.

Как говорится в статистическом отчете к заседанию, стабильность демонстрируют лишь результаты контейнерных перевозчиков. В частности, погрузка грузов в контейнерах за отчетный период 2016 года составила 6,8 млн тонн и превысила плановые показатели на 9,8%. Оборот крупнотоннажных контейнеров ускорился на 0,2 суток.

Отметим, что контейнерные перевозки сохраняют стабильность даже на фоне сокращения импорта в странах СНГ и Балтии. Часть администраций-"аутсайдеров" общей картины не меняют.

"Причины такого явления вполне объективны, – рассказал "Гудку" генеральный директор АО "ТрансКонтейнер" Петр Баскаков. – Сервис для грузоотправителей, ускорение оборота подвижного состава, гибкие тарифные инструменты позволяют контейнерным операторам оставаться конкурентоспособными и на фоне кризиса. Обратите внимание только на информационные сервисы, быстрые темпы изменений в форме работы с перевозочными документами, удобными для клиента. И это приносит свои плоды. Например, увеличивает темпы контейнеризации грузопотока даже в условиях кризиса".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.05.2016