19-05-15 / 2015
Новости отрасли
В ОАО" ВНИИЖТ" состоялось очередное заседание Объединенного ученого совета ОАО "РЖД".

28 апреля 2015 года состоялось очередное заседание Объединенного ученого совета ОАО "РЖД", посвященное научной поддержке стратегического планирования на железнодорожном транспорте. В докладах заместителя начальника Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" С. Б. Постникова и генерального директора ОАО "ИЭРТ" Ф. С. Пехтерева отмечены основные цели стратегического планирования на железнодорожном транспорте, реализация которых требует научной поддержки:

– обеспечение опережающего развития железнодорожного транспорта;

– создание системы устойчивого финансирования инфраструктурных проектов с участием государства и заинтересованных частных инвесторов;

– формирование механизмов оптимизации потребностей в перевозках, долгосрочных транспортных балансов и потоков, соответствующих целям развития страны;

– стимулирование потребителей к снижению транспортных издержек, оптимизации хозяйственных связей и транспортных потоков;

– выравнивание экономических и тарифных условий конкуренции между видами транспорта;

– совершенствование механизмов оценки реального влияния железнодорожного транспорта на экономику страны и эффективности инвестиций.

При этом основными направлениями научных, технических и технологических разработок в рамках стратегического планирования на железнодорожном транспорте являются:

– математическое моделирование сценарных вариантов прогнозных объемов перевозок и направлений развития и расширения сети железных дорог;

– разработка модели железнодорожных перевозок;

– совершенствование технологии и организации эксплуатационной работы на основе современных технических средств, информационных и спутниковых технологий;

– совершенствование технических средств, механизация и автоматизация технологических процессов при ремонте и содержании подвижного состава и инфраструктуры;

– разработка эффективного, безопасного и экологичного подвижного состава нового поколения;

– техническое переоснащение инфраструктурных объектов;

– применение новых материалов, малообслуживаемых конструкций;

– внедрение информационных и коммуникационных технологий;

– разработка альтернативных источников энергии для тяги поездов;

– разработка новых систем контроля и диагностики;

– развитие высокоскоростного движения;

– повышение эффективности проектирования и транспортного строительства.

Для обеспечения стратегического планирования на железнодорожном транспорте целесообразно решение следующих основных научных задач:

– определение ориентиров по возможному объему финансирования Инвестиционной программы ОАО "РЖД";

– ранжирование и приоритезация инвестиционных проектов исходя из показателей эффективности и общих стратегических направлений инвестиционной политики Компании;

– разработка нормативной базы для отнесения железнодорожных линий к классам в соответствии с интенсивностью движения поездов;

– разработка методических документов по определению сметной стоимости строительства объектов ОАО "РЖД" за рубежом;

– разработка и внедрение модели железнодорожных перевозок;

– разработка научно-обоснованных предложений по совершенствованию тарифной системы.

В своем докладе член-корреспондент РАН Н. А. Махутов отметил необходимость развития системы стратегического планирования на железнодорожном транспорте, что позволит снизить риски негативного влияния динамических процессов (катастроф, угроз, кризисов, вызовов и опасностей).

Участниками заседания отмечено, что в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов и наличия на сети "узких мест" приоритетным направлением стратегического развития железнодорожного транспорта является специализация железнодорожных линий, поскольку она позволяет повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта, стимулирует создание новых транспортных продуктов и оказывает влияние на уровень жизни населения.

В связи с этим необходимо создание выделенной инфраструктуры скоростных линий и высокоскоростных железнодорожных магистралей, которые позволят не только повысить мобильность населения, но и высвободить занятые сегодня резервы грузовых линий, а также станут важным катализатором социально-экономического развития регионов, науки, промышленности и кадрового потенциала.

В связи с масштабными планами строительства высокоскоростных магистралей в России, отмечена необходимость формирования госзаказа транспортным ВУЗам на подготовку проектировщиков, строителей и специалистов по эксплуатации высокоскоростных магистралей.

На заседании Совета был также представлен доклад молодого ученого – призера III Всероссийского конкурса научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике, аспиранта МИИТ Р. А. Бокачева – о влиянии транспортной инфраструктуры на экономическую эффективность девелопмента в зоне тяготения рельсового транспорта.

Члены Совета отметили, что результаты проведенного исследования детализируют оценку влияния пассажирской железнодорожной инфраструктуры на стоимость недвижимости в агломерациях и могут быть использованы для повышения достоверности оценки социально-экономической и бюджетной эффективности транспортных проектов.

Предложенный механизм взаимодействия с компаниями строительной отрасли позволяет в перспективе снижать нагрузку на бюджет и объективно оценивать возможности софинансирования транспортного проекта частными партнерами, а результаты исследования позволяют сформировать научное направление, в рамках которого становится возможным доказать макроэкономические и социально-экономические эффекты от развития железных дорог, что может стать обоснованием соответствующей государственной и институциональной поддержки.

Авторам предложенной научной концепции рекомендовано в рамках дальнейших исследований по оценке влияния транспортной инфраструктуры на экономическую эффективность девелопмента в зоне тяготения рельсового транспорта учитывать показатели качества жизни.

Следующее заседание Совета запланировано на 27 мая 2015 г.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ADVIS.ru19.05.2015