13-03-13 / 2013
Новости отрасли
В ОАО «РЖД» запускают систему внутреннего обмена услугами

Управление по управленческому учёту и отчётности ОАО «РЖД» (ЦУУ) приступает на ряде полигонов сети к использованию новой технологии – расчётной модели внутреннего обмена услугами.

Заместитель начальника управления Александр Бирюков рассказал, что основная идея новой разработки заключается в том, чтобы в условиях возникновения относительно независимых вертикалей управления появился механизм координации деятельности дирекций на основе взаимной экономической ответственности. Упрощенно такой механизм можно сравнить со взаимодействием независимых бизнес-единиц, когда компании продают и покупают необходимые друг другу продукты и услуги.

Подразумевается, что роль дирекций заключается не просто в выполнении работ, а в оказании друг другу заранее согласованного перечня услуг с установленными качественными и количественными характеристиками, а также определении стоимостного выражения услуг. Перевозка превращается в цепочку добавленной стоимости, где каждая дирекция не только вносит свой вклад в общий процесс, но и оказывается одновременно в роли покупателя, если для выполнения своих производственных целей ей необходима помощь другого филиала. В этом случае она "покупает" необходимые услуги. И в роли продавца, если ее услуги требуются другим филиалам, - в таком случае дирекция оказывает заказчикам заранее согласованный объем услуг.

"Отличительная особенность таких взаимоотношений в том, что услуги обязательно оцениваются в стоимостном выражении и позволяют увидеть направления расходования средств, - отметил Александр Бирюков. - А поскольку параллельно происходит "передача" стоимости выполнения работ от исполнителя к заказчику в рамках управленческой отчетности, то появляется критерий экономической ответственности подразделений за "потребленные" и "оказанные" услуги. Нашей задачей является интеграция к концу 2013 года во все системы управления идеологии обмена услугами в существующие и параллельно развивающиеся системы управления компании: производственное планирование, процедуры бюджетного управления, формирования управленческой отчетности, взаимодействия филиалов на основе наряд-заказов, согласованность с системами ключевых показателей и мотивации".

Генеральный директор Института проблем естественных монополий ЮрийСаакян заявил "Гудку", что польза новой системы взаиморасчетов, внедряемой ОАО "РЖД", заключается в повышении прозрачности компании, прежде всего для ее руководства. Однако делать однозначные выводы о том, насколько повысится внутрикорпорaтивное взаимодействие в системе компании и как новая система будет снижать экономические издержки, он воздержался.

"Идея сама по себе неплохая, но вопрос в том, как она будет реализовываться. Можно ожидать, что у ОАО "РЖД" появится более эффективная структура ценообразования, в частности, потому, что снимаются сложности по организации контроля за выполнением перекрестного субсидирования, - отметил он. - Систему можно считать и шагом вперед по сравнению с существующей сегодня методикой раздельного учета затрат. Но, с другой стороны, система внутрикорпоративных отношений в РЖД может стать более забюрократизированной. А главное, как показывает мировой опыт корпоративного развития крупных бизнес-структур, довольно сложно определить наиболее точную методику расчета стоимости внутрикорпоративных заказов и оказываемых услуг".

Кроме того, как отмечает эксперт, внедрение новой системы практику перекрестного субсидирования все же не снимет, потому что она не сможет нивелировать главный фактор ее появления - недосубсидирова-ние ОАО "РЖД" со стороны государства. Можно разработать методику определения условных цен на внутренние расходы, но вот аналогичных решений по недополученным доходам, которые сгенерированы извне, пока нет.

Генеральный директор ОАО "Институт экономики и развития транспорта" Федор Пехтерев подчеркнул, что внедрение системы внутреннего обмена услугами диктуется самой логикой реформирования железнодорожной отрасли.

"В этой связи становится необходимой разработка регламентов по оказанию услуг между вертикально интегрированными секторами компании, - говорит Федор Пех-терев. - Это обязательное условие для оптимизации работы как всего холдинга, так и его подразделений, получающих определенную свободу действий на рынке. В этом отношении внедрение системы однозначно окажет положительное воздействие на экономику ОАО "РЖД" в целом. Но не следует забывать и о потенциальных проблемах. Во-первых, если в составе ОАО "РЖД" появляются свои хозяйствующие субъекты, то и главной целью их работы будет прибыль. Исходя из этого постулата, возможны конфликты интересов между ними. Поэтому потребуется существенная работа по оптимизации всех показателей их деятельности. Но это не влияет на ключевой момент - необходимости планирования взаимно оказываемых услуг, без чего невозможна эффективная работа по корпоративному взаимодействию в ОАО "РЖД" в целом".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.03.2013Торг уместен