30-10-06 / 2006
Новости отрасли
В ноябре правительство выберет одну из двух моделей развития рынка железнодорожных перевозок

В ноябре правительство выберет одну из двух моделей развития рынка железнодорожных перевозок, которые, различаются подходом к рынку локомотивной тяги. Модели представлены ОАО "РЖД" и Росжелдором.

Формирование здоровой конкуренции на железнодорожном транспорте определено как одна из основных целей реформирования отрасли. Но ОАО "РЖД" как государственная компания не может пока конкурировать с частными операторами по предоставлению подвижного состава из-за жестких тарифных ограничений. Решение этой проблемы компания видит в создании на основе ОАО "РЖД" крупного транспортного холдинга – Грузовой компании. В его состав войдут дочерние компании - операторы подвижного состава, которые на равных тарифных условиях будут конкурировать на рынке.

ОАО "РЖД" сформировало целевую модель рынка железнодорожных транспортных услуг. Главным принципом модели стало неделимое единство инфраструктуры и перевозочного процесса при одновременном выделении дочерних компаний - операторов подвижного состава в грузовом и пассажирском сообщении. Однако на состоявшемся недавно заседании межведомственной комиссии по реформированию железнодорожного транспорта эта модель вызвала серьезные возражения со стороны Росжелдора. Агентство высказалось против выделения Грузовой компании из ОАО "РЖД" в статусе оператора и предложило форсировать создание других - кроме ОАО "РЖД" - перевозчиков уже с 2007 года. Основой для этого должна стать публичность услуги ОАО "РЖД" по предоставлению локомотивной тяги. По сути, Росжелдор предлагает сделать так, чтобы перевозчиком смогла стать любая организация, которая предъявит ОАО "РЖД" требование по предоставлению локомотива. Кроме того, агентство предлагает единовременно, без предварительных расчетов полностью отделить перевозочный процесс от инфраструктуры. Росжелдор хочет в дальнейшем создавать не компании-операторы, а перевозчиков, которые с помощью своих локомотивов и вагонов будут возить грузы по сети РЖД.

Предложения Росжелдора, по сути, продиктованы интересами частных компаний и обоснованы необходимостью конкуренции как самоцели. В июне этого года несколько частных операторов - Новая перевозочная компания, Независимая транспортная компания, "Трансгарант" и "Трансойл", гендиректором которой тогда был нынешний глава Росжелдора Игорь Ромашов, написали письмо министру транспорта Игорю Левитину с просьбой допустить частников на рынок перевозок. Предложенная Росжелдором модель не соответствует нормативно-правовой базе, которая в понятие "перевозчик" вкладывает огромное количество функций, которые частная компания не в силах выполнять. Кроме того, образование перевозчиков, которые смогут осуществлять движение не по локальным маршрутам, а в масштабах всей сети, потребует пересмотра всей системы управления перевозками. В модели Росжелдора для ОАО "РЖД" предлагаются более жесткие методы тарифного регулирования по сравнению с независимыми участниками рынка, что ставит компанию в дискриминационные условия. Частники отберут высокодоходные перевозки себе, а ОАО "РЖД" останется, по сути, только с инфраструктурой. А Федеральная перевозочная компания будет возить низкодоходные грузы по невыгодным направлениям.

Как заявил на селекторном совещании с начальниками железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" президент компании Владимир Якунин, от того, какую модель рынка утвердит правительство, зависит будущее отрасли. "Мы готовы вступать в дискуссию и всесторонне анализировать нашу модель с участием игроков этого рынка и академических кругов, чтобы принять наиболее верное решение. Такое же обсуждение должно пройти в регионах с участием начальников дорог", - отметил Владимир Якунин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.10.2006Локомотивы преткновения
Гудок30.10.2006Рынок в тягостных раздумьях
Гудок30.10.2006Начальников собрали на совет