09-12-08 / 2008
Новости отрасли
В ноябре перевозки почти во всех категориях снизились на 20-30%

Железнодорожные перевозки в ноябре впервые с начала кризиса показали устойчивое снижение. Больше всего, как и ожидалось, упали перевозки металлургического сырья и продукции и строительных грузов. Эксперты предполагают, что темпы роста перевозок могут восстановить динамику только во втором-третьем кварталах следующего года. Как рассказали вчера "Ъ" в ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), госмонополия подвела официальные итоги железнодорожных перевозок в ноябре. Как уже заявлял вице-президент ОАО РЖД Вадим Морозов, в целом объем перевозок грузов за ноябрь упал на 20,1%. В результате железнодорожные перевозки показали снижение и по всем 11 месяцам этого года (-0,8%). При этом грузооборот падал вдвое медленнее, чем объемы, в ноябре он сократился только на 11,5%, а по 11 месяцам до сих пор показывает положительную динамику (+3,3%). Падение перевозок в большей степени коснулось поставок на небольшие расстояния, объясняет гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов, а экспортные поставки грузоотправители старались не снижать. В среднем падение перевозок в порты в ноябре, по данным Infranews, снизилось не больше чем на 2-3%. В отдельных категориях основных грузов рост в ноябре сохранился только при перевозке каменного угля (+1,2% к ноябрю 2007 года), констатировали в ОАО РЖД. Почти не упали перевозки нефти и нефтепродуктов (по данным госмонополии, снизились на 0,7%). Значимо выросли (на 16,7%), по данным агентства "Интерфакс", которые "Ъ" подтвердил источник в профильном ведомстве, только перевозки мяса. В угольных компаниях отсутствие спада объясняют тем, что рост объема перевозок энергетического угля компенсировал падение коксующегося. Представитель ОАО "Распадская" отметил, что РЖД в статистике не разделяют уголь на коксующийся и энергетический, поскольку известно, что объемы реализации коксующегося угля в ноябре упали по сравнению со средними объемами по третьему кварталу более чем на 70-75%. В СУЭКе подтвердили "Ъ", что в ноябре поставки угля осуществлялись в прежних объемах. Объемы перевозки нефти и нефтепродуктов, по мнению директора по развитию агентства Argus Михаила Перфилова, в ноябре не сократились, поскольку, в отличие от производства стройматериалов и металлургии, производство топлива в России пока не так сильно уменьшилось. "Сокращение спроса на внутреннем рынке отчасти компенсируется ростом экспорта нефтепродуктов, который субсидируется низкой вывозной пошлиной",-- говорит господин Перфилов. Неожиданный рост перевозок мяса (остальные основные пищевые грузы находятся в общем тренде снижения на 20-30%) руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин объясняет тем, что переработчики под новогодние праздники увеличивают объем закупок. В декабре, по мнению господина Юшина, объем перевозок снизится. Кроме того, господин Юшин указывает, что за десять месяцев этого года существенно вырос импорт: говядины -- на 20%, а свинины -- на 30%. Быстрее общего объема перевозок падали перевозки цемента (-32,6%) и других строительных грузов (-23,4%). Вице-президент AG Capital Владимир Гузь не удивлен темпами снижения в этих категориях и считает, что в следующем году эта тенденция сохранится. "Эти цифры отражают текущую ситуацию на рынке, связанную с уменьшением объемов строительства из-за кризиса. В следующем году весь цементный рынок просядет примерно на 30%",-- добавляет господин Гузь. Самое резкое падение произошло в металлургическом секторе, причем перевозки сырья падали быстрее, чем готовой продукции. Объем погрузки металлолома снизился на 74,4%, вдвое (-50,4%) упали перевозки железной руды. Перевозки металлургической продукции также падали, но медленнее: перевозки черных металлов упали на 38,7%, цветных -- на 11%, металлоконструкций -- на 16,7%, метизов -- на 18%. Резкое падение перевозок руды и коксующегося угля объясняется затовариванием сырьевых складов металлургических комбинатов. В опубликованном вчера отчете ВТБ говорится, что мощности российских предприятий сейчас загружены на 50%, а накопленных ими запасов сырья хватит на два-три месяца работы в нынешних условиях. Таким образом, возобновления спроса и роста объемов перевозок лома и руды можно ждать не раньше чем в феврале-марте. А, по мнению Алексея Безбородова из Infranews, возврата к положительной динамике объемов перевозок всех грузов в следующем году стоит ждать не раньше третьего квартала. По оценкам господина Безбородова, в первые два квартала снижение перевозок по отношению к 2008 году может составить порядка 30%. Ранее источники, близкие к ОАО РЖД, говорили, что госмонополия ожидает общего снижения в 2009 году на 19%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
КоммерсантЪ 09.12.2008 Железная дорога остается без грузов
РЖД - Партнер 08.12.2008 17:08 Железнодорожный транспорт РФ сократил погрузку на 20%