11-12-19 / 2019
Новости отрасли
В новой тарифной системе железнодорожных перевозок нужно сохранить систему равной доступности

Когда мы говорим о формировании тарифной политики 2020 года, 2025-2030 года, я бы остановился на двух основных аспектах. Первый: РЖД презентовали новую систему тарификации, но пока не раскрывают никаких деталей этой системы. Я бы хотел отметить, что нужно сохранить в новой тарифной системе и на чем сделать акцент. Мы предлагаем, во-первых, сохранить двухставочный тариф - чтобы было сохранено разделение на начальные и конечные операции и движенческие. Во-вторых, необходимо поработать со сроками доставки, но саму схему формирования тариф через срок доставки нужно сохранить. И самое главное – в новом тарифе нужно сохранить систему равной доступности. Проблемы с инфраструктурой не позволяют сегодня обеспечить доступ всех в нужном для них направлении.

Второй аспект - долгосрочное тарифное регулирование. Здесь должно быть четкое понимание, как должна строиться формула индексации. Кроме того, нужно понимать, что мы должны увеличить период долгосрочного регулирования. Нужно говорить как минимум о 10-летнем периоде замораживании схемы индексации тарифов.

Кроме того, в периоде долгосрочного тарифного регулирования необходимо исключить введение дополнительных надбавок, сборов или каких-то других конструкций, которые увеличивают тариф за формулой индексации.

В периоды долгосрочного тарифного регулирования нельзя вносить изменения в сам прейскурант (Прейскурант № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами"), каким бы он ни был – старым или новым и т.д. Сегодня мы видим, что экспортный тариф в виде 8% вначале шел как надбавка. Сейчас он "перекочевал" в тело прейскуранта, что в принципе в системе не допустимо.

Что необходимо учесть при формировании тарифов? Как я уже говорил, во-первых, необходимо разделить антимонопольное регулирование и тарифное. Во-вторых, необходимо сохранить равнодоступность всех участников перевозки к инфраструктуре. Сейчас активно обсуждается вопрос продажи какой-то доли акций РЖД на открытых рынках. Соответственно, здесь возникает вопрос корпоративного управления. Это также может отразиться в тарифном регулировании.

И самый главный вопрос – инвестиции. Мы должны понимать, инфраструктура должна развиваться. Как? Через инвестиционный тариф или какие-то возможные инструменты? Все это нужно прорабатывать. Но повторюсь, инфраструктура должна развиваться независимо от экономической конъюнктуры, не зависимо от того, как себя ведут те или иные рынки. Инфраструктура развивается не на 5 и не на 10 лет, а как минимум на 30-50 лет.

На итоговом правлении РЖД будут обсуждены итоги 2019 года и поставленные задачи на 2020 год. В числе задач, которые РЖД видят для реализации в 2020 году, продолжение работы по расхождению классности. Кроме того, до 1 декабря поручено разработать тарифный модуль в части формирования стоимостной основы тарифов на основе данных о расходах по отдельным маршрутам и участкам инфраструктуры.

Также задача на 2020 год – перевод с участковой на поездную модель данных с формированием доходов и расходов по отдельным поездам на участках сети с учетом длины и веса поезда в каждом конкретном составе. По этим поручениям, мне кажется, вполне видно, в какую сторону будет двигаться тарифная система.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру11.12.2019