24-01-13 / 2013
Новости отрасли
В новогодние дни 250 груженых поездов, шедших в порты, не были приняты и были вынуждены простаивать в ожидании разгрузки

Об этом говорится в отчете РЖД перед правительством о работе компании за 2012 год (копия есть у "Известий"). Монополист пожаловался кабинету министров на избыток вагонов на путях и указал на то, что в проблемах виноваты порты.

Как сказано в отчете, в январе сформировалась сложная ситуация с выгрузкой из вагонов в морских портах. При этом РЖД утверждают, что именно руководители портов не справились с поставленными задачами. В материалах, подготовленных в компании к более раннему совещанию, которое проходило в конце декабря, проблемы отправки грузов зимой также перекладываются на стивидоров.

Порты вновь, как и в прошлом году, оказались не готовы к работе в условиях низких температур. Замерзли практически все малые порты Азово Черноморского бассейна. Выгрузка угля и мазута в декабре текущего года в малых портах почти не производилась. Отставлено от движения более 30 поездов с темными нефтепродуктами и углем.

Всего в первые дни января из-за непредъявления грузов к перевозке простаивало более 1,1 тыс. составов с принадлежащими операторским компаниям порожними полувагонами и более 130 - с порожними цистернами. Все эти составы существенно снижают пропускную способность железных дорог, так как занимают более 1,2 тыс. км станционных путей. В итоге, как отмечалось в январском отчете РЖД, в ряде портов выгрузка осуществляется ниже нормы. Хуже всего показатели у портов Восточный, Посьет, Новороссийск и Ванино.

У последнего худший показатель - 73%. Как пояснили "Известиям" в РЖД, этот процент - уровень выгрузки - разница между технической нормой выгрузки и фактической выгрузкой. Интересно, что самым отстающим портом назван тот, в котором, как недавно сообщалось, РЖД не прочь себе приобрести долю. 55% порта Ванино были приватизированы в 2012 году группой "Мечел" Игоря Зюзина, однако уже в начале января этого года компания сообщила о продаже контроля в порту - покупатель пока неизвестен. В РЖД, которые ранее договаривались с "Мечелом" о схеме развития восточного участка БАМа стоимостью около 40 млрд рублей, не стали комментировать вопросы, касающиеся сделок по Ванино. Ранее эксперты утверждали, что порту нужны серьезные капиталовложения в модернизацию и инфраструктуру. Прежде всего это касается перегрузочного оборудования.

Кроме качества управления портами описанные проблемы в РЖД связывают с недостаточным нормативным регулированием деятельности компаний - операторов вагонов.

- До сих пор не приняты и не вступили в силу решения о введении платности предоставления железнодорожных путей общего пользования, а также обязанности грузополучателя, владельца вагонов обеспечить уборку вагонов с инфраструктуры общего пользования после выгрузки, - говорится в отчете РЖД.

В пресс-службе компании отметили, что зачастую грузовладелец отправляет гораздо больше груза, чем порт способен переварить. В условиях ограниченных возможностей инфраструктуры ОАО "РЖД" считает это недопустимым.

Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук отмечает, что конец декабря и начало января - традиционно сложное время.

- Характерной проблемой именно для декабря 2012-го - января 2013 года является значительный профицит грузовых вагонов на фоне снижения погрузки. Часть заторов связана со сгущенностью декабрьской погрузки, которая обусловлена стремлением грузовладельцев сэкономить, так как с начала января повышаются тарифы. Еще один фактор - на станциях скапливаются не выгруженные вовремя вагоны, так как темп выгрузки в портах снижается при сильных ветрах и осадках, - отмечает эксперт.

Эксперт InfraNews Александр Безбородов считает, что выгрузка в портах осуществляется в соответствии с планом, а РЖД - наряду с портами и владельцами вагонов - также виноваты в сложившейся ситуации.

- В декабре на селекторном совещании ОАО "РЖД" и Минтранса России руководители портов попросили прекратить распространять ложные сведения о работе портов, - отметил Безбородов. - Если в 2008- 2009 годах средняя скорость движения груза по железной дороге составляла 18 км/ч, то сейчас она уменьшилась в 4 раза, составив 4,7 км/ч.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Известия - Москва24.01.13РЖД недовольны работой Ванино и других портов