01-10-18 / 2018
Новости отрасли
«В мире усиливается интерес к особым видам рельсов»

Почему не оправдались ожидания роста спроса на сталь в России, какая продукция сейчас пользуется спросом у железнодорожных компаний, РБК+ рассказал Илья Широкоброд, вице-президент по продажам и логистике "Eвраза".

- Международные эксперты прогнозировали рост спроса на сталь на российском рынке в 2018 году. Каковы ваши ожидания по итогам года?

- Эксперты действительно ожидали рост спроса на сталь в 2018 году, но мы видим, что по большинству продуктов спрос не превысил значений прошлого года, а по некоторым даже показал отрицательную динамику. Уровень цен на внутреннем рынке тоже оказался ниже ожидаемого, поскольку профицит мощностей и рост импорта из ближнего зарубежья создали избыточное предложение.

- Спрос на железнодорожную продукцию "Eвраза" во многом формируют потребности РЖД. Железнодорожники в текущем году наращивали объемы работ по ремонту путей. Как это сказалось на загрузке мощностей вашего Западно-Сибирского металлургического комбината (ЗСМК)?

- Масштаб ремонтной кампании РЖД растет, рельсобалочный стан в Новокузнецке загружен на 100%. При этом взаимодействие с РЖД становится все более разносторонним. Так, мы совместно создаем новые продукты, для чего сформирована специальная рабочая группа, организовано кросс-функциональное взаимодействие между представителями Западно-Сибирской железной дороги и "Eвраз ЗСМК".

В августе "Eвраз" уже во второй раз провел международную конференцию, посвященную вопросам производства и эксплуатации рельсов. Мы планируем сделать это мероприятие регулярным, как и визиты представителей РЖД на наше производство. В мире усиливается интерес к особым видам рельсов, предназначенным для определенных условий эксплуатации. Мы стараемся соответствовать этой тенденции. Недавно мы отправили на полигонные испытания в Щербинке новые рельсы повышенной износостойкости для сложных условий эксплуатации. В следующем году рассчитываем начать поставки. Этот продукт появился по запросу РЖД в результате нашей совместной работы. Ведь в Сибири и на Дальнем Востоке много грузонапряженных маршрутов, а также сложных участков с подъемами-спусками и крутыми кривыми, где рельсы испытывают повышенные нагрузки. Предварительные испытания показывают, что износостойкость рельса будет на 40% выше. Другой наш новый рельс предназначен для высокоскоростных магистралей.

Также мы освоили рельсы для скоростного совмещенного движения, по которым можно пускать и пассажирские поезда со скоростью до 250 км/ч, и грузовые составы. Eсть в нашем портфеле и рельсы низкотемпературной надежности - они отлично переносят температуру до минус 60°С. Мировой опыт показывает, что мы выбрали правильное направление.

- Какие разработки на ближайшую перспективу вы считаете наиболее актуальными?

- Мы прорабатываем проект по созданию рельсосварочного производства на базе "Eвраз ЗСМК", которое позволит нам перейти на поставки рельсов в плетях (рельсы, сваренные из нескольких частей, уложенные в бесстыковый путь.

- РБК+). Мы видим интерес со стороны РЖД к этой инициативе, исследуем лучшие технологии, общаемся с поставщиками оборудования. Сварка рельсов в плети повысит безопасность движения и сократит расходы на содержание дорог. При этом предполагается, что сварочная технология, которую мы будем применять, увеличит стойкость стыка в три раза.

Eще одна актуальная для нас тема - увеличение ресурса рельса. Гарантия, которую мы сейчас даем РЖД, значительно превышает лучшие мировые показатели. На полигонных испытаниях наши рельсы общего назначения уже превысили показатель 1,3 млрд т брутто, установив рекорд среди российских образцов. Испытания продолжаются, и отметка 1,5 млрд т брутто уже близка.

Продолжает расти спрос на железнодорожные колеса. Летом мы запустили на "Eвраз НТМК" (Нижнетагильский металлургический комбинат. - РБК+) пятую линию полнопрофильной обработки колес мощностью 66 тыс. штук в год. Сейчас анализируем дальнейшие шаги по развитию производства. В частности, мы приняли инвестиционный проект по расширению мощности колесобандажного цеха "Eвраз НТМК", который предусматривает оптимизацию линий механической обработки, выходного контроля и прессо-прокатной линии. Реализация проекта позволит увеличить поставки колес на 78 тыс. штук в год. Также мы рассматриваем инвестиционный проект по строительству второго цеха по производству колес мощностью 200 тыс. штук в год.

- Как вы оцените уровень автоматизации и роботизации в российской стальной отрасли?

- Мы изучаем лучшие мировые практики, выбираем самые актуальные, дорабатываем их с учетом своих потребностей. Так, в колесобандажном цехе "Eвраз НТМК" практически на каждом этапе производства работают роботы-манипуляторы, которые автоматически передают заготовку и помещают ее в станок или под пресс. Интеллектуальная система установлена и на автоматизированном складе железнодорожных колес, она подсказывает крановщику, куда переместить колесо. В рельсобалочном цехе "Eвраз ЗСМК" работают две линии неразрушающего контроля (ЛНК). Все оборудование здесь полностью автоматизировано. На участке отделки 100-метровых рельсов ЛНК контролирует прямолинейность рельсов, определяет наличие внутренних и внешних дефектов, соответствие геометрических параметров продукции ГОСТу, европейским стандартам и американскому стандарту АКБМА (Американская ассоциация железнодорожной техники и эксплуатации железнодорожных путей. - РБК+). На линии отделки 25-метровых рельсов мы используем установку эхоимпульсного ультразвукового контроля, которая позволяет выявлять внутренние дефекты в рельсах любого типа, в том числе в остряковых рельсах сложного профиля. Аналогов этому оборудованию в России нет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК01.10.2018